top of page
Writer's pictureKyrgyz American Foundation

Происхождение Кыргызов и первые сведения об их истории - Александр Бернштам


Александр Натанович Бернштам - «История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен до монгольского завоевания». Глава II: Происхождение кыргызов и первые сведения об их истории.


«Наиболее древнее упоминание этнонима киргиз находится в китайском тексте Ши-цзи, в разделе, повествующем о походах гуннского шаньюя Мао Туня. Текст сообщает: "затем на севере они (гунны) покорили владения Хуньюй, Цзой-ши, Динлин, Гэгунь и Цайли. 


В виду этого гуннские старейшины (дачэнь) и благородные (Гуй жэнь) повиновались Мао Туню шаньюю и признали его мудрым”. Перейдем теперь к разбору пяти этнонимов, среди которых содержится китайская транскрипция термина киргиз.

Племена хуньюй, видимо, являлись жителями северной Монголии, возможно Забайкалья. Так, они впоследствии, в форме хунь (несомненно связанной с хуньюй), упоминаются как одно из коренных племен гуннского союза. 


Фонетический анализ этнонима Цзюйме показал, что иероглифы, коими транскрибировано это имя, в древности звучало "Кыйчак” , что несомненно является китайской транскрипцией тюркского этнонима "кыпчак", живших в то время видимо недалеко от Енисея, возможно на Алтае. Не случайно древние кипчаки имели, подобно древним киргизам, общие расовые черты, всегда бросавшиеся в глаза средневековым авторам.


Совершенно неясно положение “синди”- которые, как следует, находились где-то поблизости от этих племен. Ввиду того, что нам по другим источникам известны племена для этой эпохи в районе Забайкалья, естественней полагать, что с ними были племена Западного Алтая, возможно, что они жили по Иртышу. Перейдем к анализу еще двух племенных названий - динлин и гэгунь. Что китайцы имели в виду под именем динлин?


Очевидно речь идет о всех северных племенах, в числе которых входили и енисейские племена. Из последних здесь названы гэгунь или цзянькунь. Это имя является транскрипцией древних названий рек Енисея и Орхона. Совершенно очевидно, что это племя обитало в верхнем Енисее, т.е. из числа енисейских племен было наиболее южным, следовательно, наиболее близким и знакомым гуннам.


Более того, как следует из тех же китайских источников под именем гэгунь видимо понимались все южно-динлинские племена. Об этом говорит следующий любопытный факт.  В 99 году до н.э. гуннский шаньюй (князь) Цзюйди-хэу, разбил китайские войска и взял в плен китайского полководца Ли Лина. Помиловав последнего, "шаньой оказал Ли Лин должное почтение и женил его на своей дочери".


По сообщению другого китайского источника ему была дана во владение область киргизов, называемая источником Хакас. О том, где точнее находилась эта часть владения области Хакас, является местом жительства Ли Лина, говорит его друг Соу-у, который посетил в то время Ли Лина. 


Соу-у сообщает, что Ли Лин живет на берегу озера Бэйхай. Последнее является ни чем иным, как китайским названием озера Байкал (Бэйхай в переводе означает "Северное море"). Из сказанного следует, что видимо от Верхнего Енисея, по Туве и до Байкала были расселены киргизские племена, выше их, т.е. к северу, были расположены динлины.


Упомянутые только что гэгуни, как и динлины, были покорены гуннами, в результате этого чисто политического события произошли весьма интересные результаты в области этнической.  Увеличение связей гэгунь с гуннами нарушило естественно эндогамию, а это раскрыло все возможности для развития браков между этнически разными племенами. В результате мы наблюдаем скрещение двух разных типов, описание которых своеобразно зафиксировано китайскими источниками.


Они говорят о киргизах VI-IX вв. "Жители вообще рослы, с рыжыми волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черными волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком, а с карими глазами почитались потомками Ли Лина" Цитированный отрывок чрезвычайно интересен. Старые воспоминания об ондогамии, видимо, еще имели сильное значение, если "черные волосы считались нехорошим признаком".


Характерно также объяснение темных глаз связями с Ли Лином и его потомками. Дело, конечно, не в том, что киргизы в этом изменении своей внешности правильно видели скрещение с другими (в этническом и расовом отношении) племенами. 

По преданию китайцы связывали изменение расового типа с Ли Лином, на самом деле речь идет о массовом скрещении гэгунь с центрально-азиатскими племенами.


Из приведенных фактов также следует, что до своего смещения гэгунь принадлежали, во всяком случае в расовом отношении, - к динлинам, и не отличались от них по культуре. Вместе с тем, уже в конце III в. до н.э. они носили отличный от динлин этноним - значит были уже тогда в общем динлинском племенном союзе самостоятельным племенным целым.


Со времени их связей с гуннами, тип киргиз все резче и резче выделялся из остальной массы динлинских племен. Видимо на рубеже н.э. происходило значительное выделение киргизских племен из динлинского субстрата. Этот процесс, намечаемый китайскими источниками, может быть более детально прослежен на памятниках материальной культуры, в частности, на материалах, т.н. таштыкского культурного этапа.


Памятники таштыкского переходного культурного этапа, являются, по мнению археологов, историческим развитием минусинской курганной культуры и относятся ко времени II в. до н.э. - 1-II в. н.э. Очевидно, что в этих памятниках мы должны иметь характеристику культурного состояния киргизов этого времени.


Памятники таштыкского переходного этапа представлены большими одиночными погребениями в ямах, почти незаметными на поверхности. Погребальное сооружение устраивалось на глубине от 1,5 до 4 метров и было хорошо отделано бревнами или досками, иногда даже делались деревянные полы.


Погребения редко заключали более одного покойника, и иногда количество погребенных достигало трех человек. Характерной особенностью погребений является частое наличие мумифицированных трупов с гипсовыми масками на лице.

Часто маски раскрашивались.


Рядом с покойниками находились куклы, сделанные из кожи, травы и материи, причем, в качестве последней нередко фигурирует китайский шелк. Рядом с покойниками находилась также керамика, весьма схожая с минусинской курганной по технике выделки, но кроме того имеющая неизвестный ранее орнамент - арочный и спиральный.


Весьма характерными являются многочисленные изделия из дерева, особенно богато представленные в наиболее крупном могильнике таштыкского типа, в т.н. Оглахтинском могильнике. По материалам последнего можно, в частности, реконструировать некоторые черты быта древних киргиз.


 В эту эпоху наибольшего развития достигает земледелие и не утрачивает своего значения скотоводство, продолжающее существовать на базе уже оседлого хозяйства.

На оседлость указывают обширные могильные поля, знаменующие долгое пребывание здесь населения, а также срубы в могилах, видимо, соответствующие срубным деревянным постройкам. Не случайно было найдено и большое количество зерен проса и железные наконечники мотыг.


Впрочем, существовало, вероятно, хотя-бы в незначительных формах и плужное земледелие. В скотоводстве попрежнему продолжает преобладать овца. В изготовлении орудий труда, украшений и всевозможных бытовых вещей абсолютно преобладали изделия из леса.


Чрезвычайно важно отметить появление здесь железных стремян широкое развитие железного оружия. Развитие ремесла достаточно ярко прослеживается по обильным находкам изделий из дерева, кожи, шерсти, по тонко сделанным гипсовым маскам и т.п. Прекрасно документируется, ставший вероятно регулярным, обмен.


Китайские зеркала, монеты и особенно ткани, наглядно это потверждают. Выдающийся интерес представляют найденные здесь, а также и в более поздних погребениях III-V в. н.э., гипсовые погребальные маски, которые накладывались на лицо умершего и которыми видимо пытались сохранить портрет покойного.


Если ранние маски накладывались непосредственно на лицо и на лице формировались, то поздние т.н. бюстовые маски, лепились произвольно и закреплялись на постаментах.

Изучение масок показало интересную картину.


Если ранние маски, дают по раскраске и характеру лица, длинноголовый и белокурый тип, целиком и полностью отвечающий краниологическому материалу минусинских погребений, начиная с афанасьевских погребений, другими словами воспроизводит динлинский тип, то маски, находимые в более поздних погребениях отображают смешанный тип, если можно выразиться, гуно-динлинский тип. .


Эти факты, наблюдаемые на материалах таштыкского времени, показывают, что мы имеем здесь процесс смешения разных (во всяком случае двух) культур и расовых типов.


Совершенно очевидно, что процесс смешения вызван был проникновением в район Енисея центральноазиатских племен, а через них прошла сюда и китайская культура. Наряду с гуннами, видим, в первых веках н.э. сюда проникли и сяньбийцы. Последнее мы устанавливаем на основании времени существования самих памятников, а, во-вторых, еще по одному, внешне казалось бы незначительному факту.


В Оглахтинском могильнике были найдены заплетенные в косу человеческие волосы у мужчин и женщин. Обычай заплетать волосы в косу был в Центральной Азии известен лишь сяньбийцам, от которых этот обычай затем перешел в Китай. 


Сяньбийцы же проникали на север в промежуток между 147-156 г., где вождь сяньбийцев Таньшихай “остановил динлинов”, видимо пытавшихся проникнуть на территорию гуннов, после падения власти гуннов в Монголии и вследствие разгрома их сяньбийцами.


Такие косы, не только срезанные с головы, находились и в Ноин-Улинском (Шаньюйском погребении - курган Nº 6), где они являлись приношением со стороны подвластных тогда гуннам сяньбийцев. Косы, которые находились в Огдахтинском могильнике, очевидно, могли туда попасть не раньше столкновения енисейских племен непосредственно с сяньбийцами, так как сами гунны кос не носили


А этот эпизод относится, как мы это указали выше, к середине 1 столетия н.э. Видимо к этому времени следует относить и Оглахтинский могильник. Следствием вторжения гуннских, а затем сяньбийских племен в страну древних киргиз, следует считать и продвижение поздне-минусинских курганов на север, в район Ачинск-Красноярск.


Вполне естественно, что часть племен динлинов вынуждена была уйти на север под давлением южных племен. Остались на своих местах киргизы, ибо несколькими веками позднее мы встречаем их памятники на Енисее и даже южнее, в Туве. очевидно, что они не покидали своих мест и были включены в систему центрально-азиатских держав.


Следствием этого явилось то, что они потеряли свой первоначальный расовый тип, изменили характер своей культуры. Это документируется гипсовыми масками и находками в таштыкских могильниках, в частности, Оглахтинском.


Динлины же, ушедшие к северу, не подверглись этому скрещению, и этногенез пошел у них иначе, свидетельством чего являются енисейские остяки, больше всего из сибирских народов сохранившие динлинские черты. В процессе смешения цзянькунь с центрально-азиатскими племенами гуннов и сяньби окончательно сложились киргизские тюркские племена.


Памятники таштыкского переходного этапа, известные главным образом по материалам Оглахтинского могильника, все же имеют мало связей с предшествующей, минусинской курганной культурой. Культура Оглахтинского могильника имманентно выросшая на базе развития поздних тагарцев, а культура, которая возникла в результате особых условий.


В то же время непосредственно продолжают линию развития познетагарской культуры каменные курганы ранних чаатасов. Здесь конструкция погребения, инвентарь, керамика - все имеет непосредственные генетические связи с тагарской культурой, равно как с ранними чаатасами связаны курганы уже времени киргиз VI-X вв.


Подобно таштыкским погребениям чаатасы имеют явные следы влияния китайской культуры, содержат, так же как и Оглахты, маски, несущие на себе черты смешанного антропологического типа с преобладанием монголоидного типа. Так же как и в Оглахты покойники, мужчины и женщины, иметь косы, а в одной могиле была найдена статуэтка мужчины из дерева с изображением косы.


Связанность ранних чаатасов с тагарской культурой и сходство этих курганов только по инвентарю с оглахтинским позволяют высказать предположение, что ранние чаатасы являются памятниками местного населения в пору скрещения его с центрально-азиатскими образованиями.


Оглахтинский могильник, и вообще таштыкского типа памятники относятся вероятно к тому же времени, но принадлежат пришлому населению, всего вероятней сяньбийцам, входящим в это время в скрещение с местным населением. Результатом этого процесса и явился смешанный антропологический тип, демонстрирующий скрещение динлинского и монгольского населения, давшего в результате тюркский этнический тип древних киргизов.


Мы очень мало располагаем данными по истории этих скрещений, но все же для 1 века до н.э. мы имеем по этому вопросу более или менее конкретные данные. Ценность увеличивается тем, что здесь впервые мы получаем материал по истории связи древне-киргизских племен с территорией Северной Киргизии.


В 49 г. до н.э. северо-гуннский шаньюй Чжи-чжи, не пожелавший пойти на службу в Китай, вместе со своими дружинами, начинает походы против ряда северных племен, в том числе усуней, пытаясь объединить их под своей властью.


Поход против усуней, по сообщению китайских источников, был вызван убийством посла Чжи-чжи-шаньюя, причем, голова посла была отправлена китайскому наместнику. Посол Чжи-чжи шаньюя должен был передать усуньскому малому гуньмо (предводителю) Уцзюту предложение Чжи-чжи о военном союзе.


8.000-ая конница войск усуней не спасла их от разгрома со стороны Чжи-Чжи. Покончив с усунями, Чжи-Чжи повернул на север (т.е. на север от Тянь-Шаня), где разбил племена Уге (уйгур). Покорившиеся Чжи-Чжи завершает свой поход войной с динлинами. Военные успехи Чжи-Чжи шаньюя укрепили военную мощь северных гуннов, включавших под свою власть войска уге, гэгунь и динлинов.


Только после этого северные гунны начинают свои походы против усуней. Ставку Чжи-Чжи основывает среди племен цзянькунь, находящихся по координатам китайского источника того времени, от ставки шаньюя (имеется ввиду ставка шаньюев в Монголии, в районе Хангая) на 7000 ли на запад (следует понимать северозапад) и племен Чешы на 5000 ли на север (чеши восточная часть современного Синьцзяня).


Эти координаты приводят не на Енисей, а много западней. Для того, чтобы уяснить точное положение племен цзянькунь, среди которых утвердил свою ставку Чжи-Чжи, проанализируем путь его движения. После разгрома усуней Чжи-Чжи пошел на север. Это значит, что от Северной Киргизии он пошел в направлении Балхаша, где разбил уге.


Видимо последние жили в районе Илийской долины, на Заилийском или Джунгарском Алатау. От племени уге на западе он разбивает войска цзянькунь. Совершенно ясно, что ни о каком Енисее речи быть не может. Видимо здесь речь идет о Северном Прибалхашьи.


Динлинами, войной с которыми он кончает свой поход, могли быть названы северные племена этого района, так как динлинами китайцы называли вообще все племена на севере азиатской части СССР. Но, таким образом,речь идет о части киргиз, расположенной в районах, тяготеющих к Тянь-Шаню и его отрогам.


Среди этих западных цзянькунь и утвердил Чжи-Чжи свою ставку. Отсюда он совершал свой второй поход на усунь, т.е. на юг. Здесь он врезался клином по реке Талас, в целях обеспечения спокойствия на окраинах кангюйского племенного союза. Последний призвал северных гуннов во главе с Чжи-Чжи с целью создать буфер между владениями кангюй и владениями усунь.


Обратим внимание еще на один факт. Когда кангюй отправили к Чжи-Чжи посольство, в его ставку среди цзянькунь, и попросили оказать помощь, то Чжи-Чжи ответил согласием и "последовал со своим войском на запад к кангюй". Таким образом Чжи-Чжи шаньюй напал на усуней, идя от цзянькунь с востока.


Поход от цзянькунь на усуней, свидетельствует, что племена древних киргиз были в его войсках, и они достигли Северного Притяньшанья и реки Талас. Этот поход был зимой 47-46 гг. до н.э. После этого ставкой Чжи-Чжи шаньюя становится верхний Талас, где он и был разбит в 36 г. китайскими полководцами Чэнь Таном и Ганьяньшоу.


Таким образом 47 г. до н.э. является первой бесспорной датой проникновения какой то части племен цзянькунь, вместе с северными гуннами на территорию Тянь-Шаня. Эти события послужили причиной закрепления части цзянькунь на западе, что отмечает и китайский источник первой трети III века Вэй Лио.


Это показание Вэй Лио, повторенное и китайской энциклопедией Вень-Сянь Тун Као, известного китайского ученого Ма Дуань Линя, вызвало большой спор среди ученых, частью признававших, частью отвергавших правильность этого сообщения.


Однако, западное местоположение части племен цзянькунь, подтвержденное двумя независимыми друг от друга источниками и повторенное Ма Дуань Линем, не может быть случайным. Это согласное указание, в сочетании с теми фактами, которые указывали при анализе маршрута походов северных гуннов 47 г. до н.э., позволят нам определенно предполагать наличие цзянькунь где-то в районе Тяньшаня.


Видимо они были не только в 1 в. до н.э., но сохранились и еще в III веке, ибо Вэйлио, источник независимый от Цяньханьшу, снова говорит о западных цзянькунь.

Приведенные факты дают возможность сделать два важных вывода для истории киргиз и Киргизстана. Первый вывод заключается в том, что сведения китайских летописей рисуют конкретное скрещение цзянькунь не только с окружающими племенами, но и с северными гуннами.


Второй вывод из тех же фактов с несомненностью говорит о расщеплении древних киргиз на две ветки, из которых одна большая осталась на Енисее (и на базе которой возникло киргизское государство VI-X вв.), другая - осела в притяньшяньских областях, и явилась первой частью киргизских заселенцев на территории современной Киргизии.

Второй вывод, к которому нам частично придется вернуться ниже, имеет большое значение для истории Киргизстана, как родины киргизского народа.


Второй вывод объясняет нам так же те в общем систематические связи, которые существовали между енисейскими киргизами и Тяньшанем, что еще будет предметом рассмотрения следующих глав.Возвращаясь к Енисею, мы можем в качестве итога заключить следующим положением.


В течение III в. до н.э. - І в. н.э., в эпоху гуннов и сяньби, южная часть динлинских по происхождению племен цзянькунь вступила в скрещение с центрально-азиатскими племенами и в этот период произошла перемена их культуры, расового типа и, вероятно, языка, давшая в конечном итоге, к VI веку, тюркские племена енисейских киргизов.


Этим завершился первый этап этногенезиса киргизов, прошедший в условиях разложения первобытнообщинного строя динлинского племенного союза, в условиях связи с варварскими военно-демократическими союзами Центральной Азии.» - Александр Натанович Бернштам


Что говорят научные данные ДНК исследований?


“Гаплогруппа R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (определяется мутацией Z93), является генетическим маркером индоевропейских пасторалистов, которые мигрировали с территории современной Украины на территорию современного Ирана, Индии, казахских степей, Таримской впадины, Алтайских гор, региона реки Енисей и западной Монголии в бронзовом веке.


Естественно, что R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (R1a-Z93), встречается с высокой частотой среди тюркских народов, которые в настоящее время проживают в районе реки Енисей и Алтайских гор в России.


В отличие от тувинцев, у хакасов (название которых было создано советской властью от китайского наименования кыргызов — хягассы (黠戛斯), так как их считали потомками кыргызов) наблюдаются значительно более высокие проценты гаплогруппы R1a1 (35,2%) и гораздо более низкие проценты гаплогрупп C (1,1%) и Q (4%). Однако гаплогруппа N также является самой распространённой гаплогруппой среди хакасов (50%) (Губина и др. 2013: 339; Ши и др. 2013.


Что касается алтайцев, то Алтай-Кижи (южные алтайцы) характеризуются высокой частотой гаплогруппы R1a1 (50%) и низкими до умеренными частотами гаплогрупп C2 (20%), Q (16,7%) и N (4,2%) (Дулик и др. 2012: 234.


Основные различия между хакасами и южными алтайцами заключаются в более низкой частоте гаплогруппы N (в другом исследовании гаплогруппа N встречается с высокой частотой (32%) среди алтайцев в целом: см. Губина и др. 2013: 329, 339) и более высоких частотах гаплогрупп C2 и Q у последних.


Происхождение кыргызов из региона Тянь-Шаня (Кыргызстан) от енисейских кыргызов является предметом споров среди историков. Однако среди современных тюркских народов у первых наблюдается самый высокий процент гаплогруппы R1a1 (более 60%).


Поскольку западноевразийская физиогномика енисейских кыргызов, описанная в Синь Таншу, с высокой вероятностью была отражением их индоевропейского евразийского маркера R1a1a1b2 (R1a-Z93), можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы получили свой маркер R1a1 от енисейских кыргызов. Иными словами, первые происходят от последних.


Другие Y-хромосомные гаплогруппы, встречающиеся среди кыргызов, — это C2 (12–20%), O (0–15%) и N (0–4,5%). Отсутствие гаплогруппы Q у кыргызов главным образом отличает их от алтайцев.


В бронзовом и раннем железном веках регион реки Енисей был населён индоевропейцами. Исследование ДНК 26 древних человеческих образцов из района Красноярска, датируемых серединой второго тысячелетия до н.э. и вплоть до IV века н.э., показывает, что енисейские пастухи в основном принадлежали к гаплогруппе R1a1 (Keyser et al. 2009: 401).


Высокая частота гаплогруппы R1a1 среди современных кыргызов и алтайцев может свидетельствовать о том, что они происходят от енисейских кыргызов. Кроме того, это может объяснить, почему в средневековых китайских летописях кыргызов описывали как обладавших западноевразийской внешностью.


Y-хромосомы Көк Тюрков ещё не были изучены. После распада Второго Тюркского каганата в 745 году н.э. Көк Тюрки были рассеяны, и сложно определить их современных потомков.


Если они действительно происходили от восточных скифов/Саков (Суо) или были связаны с кыргызами, как утверждает Чжоушу (Чжоушу), Ашина (древнетюркская королевская династия, возможно, также связанная с тюрко-еврейским Хазарским каганатом, согласно Питеру Б. Голдену из Ратгерского университета) могли принадлежать к линии R1a1.” — Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада


Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов»

Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада


«Кыргызы представляют собой смешанную популяцию между Востоком и Западом. Крайне низкое Y-разнообразие и наличие высокочастотной 68,9% Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 (индоевропейский маркер – яркая особенность кыргызского населения в Центральной Азии). Считается, что эта линия связана с индоевропейцами, мигрировавшими в Алтайский регион в бронзовом веке, и смешалась с различным тюркскими группами.


Среди азиатских линий R1a1a1b2-Z93, R1a1a1b2a2-Z2125 довольно распространена у кыргызов (68%) и афганских пуштунов (40%) и реже у других афганских этнических групп, а также у некоторых популяций Кавказа и Ирана (10%). Примечательно, что базальная линия R1a1a1b2-Z93 широко распространена в Южно-Сибирском Алтае России.


Согласно опубликованным данным древней ДНК, мы установили, что в эпоху средней бронзы гаплогруппа R1a1a1b2a2a-Z2125 в основном встречалась в популяции синташтинской культуры из могильника Каменный Амбар 5, Западная Сибирь, в популяции фёдоровского типа андроновской культуры или карасукской культуры из Минусинской котловины, южная Сибирь, а также в популяциях андроновской культуры из Майтана, Ак-Мустафы, Актогая, Казахского Мыса, Сатаны, Ой-Джайлау III, Карагаша 2, Дали и Зевакинского каменного забора, Казахстан. (Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)

Источник: "Dual origins of the Northwest Chinese Kyrgyz: the admixture of Bronze age Siberian and Medieval Niru'un Mongolian Y chromosomes", Nature


Источник: Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)


Казахстанский ДНК-историкЖаксылык Сабитов: «Кыргызы до IX в. проживали на Енисее в Минусинской котловине. В IX в. енисейские кыргызы переселились на Алтай и Прииртышье.


В 1326–1329 гг. часть алтайских кыргызов перекочевала в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана». Также он в своей работе опубликовал данные образцов ДНК из Синташтинской культуры, который, как он излагает, «является родственным алтайским и современным кыргызам, а из Арбан-1 Карасукской культуры является родительским к современным кыргызам.


Генетические данные из Аржан (VIII в. до н.э.) имеют также родительские гены кыргызов». Известно, что в устройстве Аржан находят общее с Синташтинскими андроновскими памятниками (М.П. Грязнов).


О кыргызах Ж. Сабитов пишет, что «…около трети кыргызских родов имеет аналоги среди других тюркоязычных народов.


Две трети родов уникальны в том отношении, что встречаются только у кыргызов. Возможно, эти рода связаны с автохтонным населением. Как известно, на территории Кыргызстана проживали сакские племена, позже сюда с востока пришло племя усунь.


Высокий процент R1a1 у кыргызов появился тремя путями – от сакских племен, от усунь, и от телеских племен, а также есть версия о переселении на территорию современного Кыргызстана части енисейских кыргызов»


Источник: «Историко-генетический подход в исследовании этногенеза и материальной культуры древних кыргызов» - Международный журнал экспериментального образования


«Образцы из захоронений андроновской, тагарской и таштыкской культур были определены Y-STR, что позволяет сравнить эти образцы между собой и образцами представителей разных популяций, как древних, так и современных.


Гаплотип андроновцев S10, S16 имеет следующий вид:

ANDRON S10, S16 13-25-16-11-11-14-10-14-11-18-15-14-11-16-20-12-23


Наибольшее число совпадений наблюдается с тяньшанскими киргизами и южными алтайцами. Полные совпадения гаплотипов у популяций, которые территориально близки и имеют общую историю, возможно только в случае их генетического родства, случайные совпадения маловероятны.


Таким образом, южные алтайцы и тяньшанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16).


У этих народов совпадает большинство названий родовых подразделений (мундус, тёлёс – доолос, кипчак, найман, меркит и т.д.). Киргизские предания называют Алтай прародиной своего народа. Ряд историков считает, что некогда киргизы и южные алтайцы входили в единую общность и переселение киргизов с Алтая на Тянь-Шань произошло относительно недавно (Абрамзон, 1959: 34; Абдуманапов, 2007:95, 114).


Источник: Волков В.Г., Харьков В.Н., Степанов В.А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных.


«Земля современного Кыргызстана, населенная на рубеже эр сакскими и усуньскими племенами, были захвачены енисейскими кыргызами (хакасами) в VIII веке н.э. Поскольку Кыргызстан является естественной горной крепостью Тянь-Шаня, это остров, похожий на общину литовских татар, с высокой генетической инерцией и ограниченными влияниями. По сути, все четверо являются скифами: сака-скифы, скифы-усуни, енисейские кыргызские скифы и литовские татарские скифы.


Источник: "Литовские татары: ДНК-предки, прослеженные до евразийских степей", Академия ДНК-генеалогии, Цукуба, Япония, Игорь Рожанский


«Научные данные говорят, что большая часть современных кыргызов (65 %) имеет гаплогруппу R1a. Исследования ДНК проб из останков древних захоронений, опубликованные в исследованиях доктора К. Кайзера и ее коллег в научной работе «Древние ДНК предоставляют новый взгляд на историю южносибирских людей курганной культуры», показывают, что большинство из носителей Андроновской, Тагарской и Таштыкской культур имеют гаплогруппу R1a1.


Об этом исследовании говорит в своей работе А. Клесов: «авторы напоминают, что андроновскую культуру сменила карасукская в Южной Сибири. На смену карасукской культуре пришла тагарская в районе Хакассии. На смену тагарской культуре пришла таштыкская, в I–IV вв. н.э., в районе Енисея».


Также в 2012 г., опираясь на эти и другие результаты, российские ученые В.Г. Волков, В.Н. Харьков и профессор В.А. Степанов в своей научной работе «Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных» опубликовали следующие данные: «Гаплотипы андроновцев под данными S10 и S16 относятся к гаплогруппе R1a1a.


Данная гаплогруппа выявлена у древних таримских мумий (II в. н.э.), у носителей пазырыкской культуры на Алтае (V в. до н.э.) и у хунну в Монголии (III – I вв. до н.э.). При сравнении гаплотипов выше данных андроновцев полное совпадение и высокий коэффициент имели тянь-шаньские кыргызы (65) и южные алтайцы.


В анализе с гаплотипом представителя тагарской культуры самыми близкими из всех сравниваемых оказались кыргызы (. Далее в сравнении гаплотипов тагарской S24 и таштыкской S34 культур обнаруживается, что они идентичны и являются производным от тагарской S26 и полное совпадение имеет только с одним кыргызом, что совпадения гаплотипов кыргызов с гаплотипами андроновцев, тагарцев и таштыкцев однозначно указывают на наличие общей предковой популяции».


Таким образом, здесь были сделаны такие выводы: «гаплотипы носителей андроновской и тагарской культур имеют наибольшую близость к гаплотипам южных алтайцев и тянь-шанских кыргызов»


Вывод:

Носители гаплогруппы R1a распространились по всей Центральной Азии, от берегов Каспийского моря до Южной Сибири и Тянь-Шаня, в свою очередь, образовав Андроновскую культуру.


Далее, смешиваясь с другими кочевыми племенами, по разным причинам, шло группирование и образование преемственных культур по территориям.

Так, на Тянь-Шане распространяется сако-усуньская культура, а в Южной Сибири андроновскую культуру сменяет карасукская. На смену карасукской приходит тагарская в районе Хакассии, а затем таштыкская на смену тагарской культуре в районе Енисея.


Таштыкское время явилось подлинной основой всего дальнейшего развития енисейских кыргызов в области этногенеза и сложения кыргызской культуры, в V–VI вв. на Енисее формируется Каганат кыргызов. А начиная с IX в. енисейские кыргызы стали переселяться на Алтай и Прииртышье.


А затем в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана. Исходя из вышеописанного, в исследовании этногенеза кыргызов следует отметить два исторических направления и развития.


Таким образом, материалы вышеперечисленных археологических культур могут послужить источниковой базой для изучения материальной культуры древних кыргызов.» - Молдалиева М. И.


Источник: Молдалиева М.И. ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТНОГЕНЕЗА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ КЫРГЫЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 1. – С. 68-72;


37 views0 comments

Kommentare


bottom of page