top of page
Writer's pictureKyrgyz American Foundation

1600-летнее кыргызо-гуннское захоронение двух мальчиков найдено в южной Польше.

Archaeology Online Magazine - Археологи обнаружили в Польше уникальное двойное захоронение, которому около 1600 лет, и это является самым старым известным гуннским захоронением в стране. Открытие было сделано в деревне Чулице, неподалеку от Кракова.

Реконструкции лиц мальчиков, найденных на месте захоронения. Автор: Марта Барщ


Гунны, могущественное кочевое племя, происходившее из Центральной Азии, известны своими разрушительными набегами по Европе в IV и V веках. 


Под руководством Аттилы, которого современники, христиане, называли «Бич Божий», они создали огромную империю, простирающуюся от современной России до Франции. 


Военная мощь Аттилы была настолько велика, что как Восточная (Византийская), так и Западная Римские империи платили ему дань, чтобы избежать его гнева.


В 2018 году Якуб Небильский, археолог из Польской академии наук, возглавил раскопки в Чулице, где было обнаружено это захоронение. 


На месте были найдены останки двух мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет, похороненных вместе с набором погребального инвентаря и останками животных.


Захоронение, представляющее собой овальную яму, находилось на глубине чуть более двух футов от поверхности. В нём были найдены разбросанные кости мальчиков, которые с помощью ДНК-анализа были идентифицированы как представители разных этнических групп.


Первый индивид был местного европейского происхождения, вероятно, связанного с Паннонской равниной на территории современной Венгрии. Второй индивид имел генетическое родство с современными азиатскими популяциями, в частности, кочевниками из Кыргызстана и Казахстана, и был определён как гунн.


(Дополнение КАФ - В научной статье «Y-хромосомные гаплогруппы у кочевых народов эпохи гуннов, аваров и венгерских завоевателей Карпатского бассейна», автором которой является Эндре Непарачк вместе с группой ведущих международных генетиков, опубликованной в 2019 году в журнале Nature, были получены следующие результаты исследования ДНК одного из знатных представителей гуннов:


«Гунн 3 принадлежал к R1a1a1b2a2-Z2124, субкладу R1a1a1b2-Z93, восточноевразийской подветви гаплогруппы R1a. В наши дни Z2124 наиболее часто встречается в Кыргызстане и Афганистане, но также широко распространена среди карачаево-балкарцев и башкир.


Z2124 была широко распространена в степях бронзового века, особенно в афанасьевской и синташтинской культурах. Представители R1a, обнаруженные у хунну, с высокой вероятностью принадлежали к этой же ветви.»


Автор: Якуб М. Небильский


Останки гуннского мальчика были особенно примечательны искусственно деформированной формой черепа — практикой, распространённой среди элиты гуннов для обозначения их социального статуса. 


Этот мальчик был похоронен с несколькими ценными предметами, включая золотую серьгу, серебряные пряжки, глиняный сосуд и железный нож, что указывает на его высокий статус.


В отличие от него, европейский мальчик, у которого не было погребального инвентаря, был найден похороненным лицом вниз, что может свидетельствовать о его более низком социальном статусе, возможно, как слуги или спутника гуннского мальчика.


(Дополнение КАФ: Юрий Александрович Зуев: Термин «Кыр-кун». К вопросу об этническом происхождении кыргызов по китайским источникам”


“Одним из народов, происхождение и «тюркизация» которого ставится в прямую связь с движением гуннов на запад, являются древние кыргызы. Эта точка зрения была предложена в своё время А.Н. Бернштамом: «На основании изучения материалов могил типа оглахтинского комплекса можно для Минусинской котловины (для группы так называемых таштыкских погребений) установить следующее:


1) Могилы, судя по тканям, идентичным тканям Ноин-улы, датируемым первыми веками н.э., относятся к периоду владычества в данном районе гуннов, и возможно, сяньбийцев, для которых Минусинская котловина, в древности называвшаяся страною гяньгунь (кыргыз), с населением динлинского происхождения, была их северной границей. Скрещение племён Центральной Азии с динлинами дало первое кыргызское этническое объединение.


2) Племена страны гяньгунь являлись северной частью, гуннского союза и занимались земледелием и пастушеским скотоводством, являвшимся, по всей вероятности, главной формой производства. Через посредство гуннов динлины вела торговлю с Китаем, откуда они получали ткани, зеркала и т.п. в обмен на продукты охоты, скотоводства и рыболовства. Динлины имели довольно развитые производства: керамическое, металлическое и другие.»


В параграфе о древних киргизах. А.Н. Бернштам пишет: «На Енисее, где издавна жили европеоидные по своему физическому типу динлины, в результате смешения динлинов с гуннами и сяньби появилась новая группа племён, известных в китайских источниках под именем гэ-гунь, или цзянь-гунь» (там же; надо: гэ-кунь, цзянь-кунь).


Здесь смешаны хронологически разные явления: 1) поход гуннского шаньюя Чжичжи на запад в середине I в. до н.э.; 2) появление монголоязычных сяньбийцев-сабиров в III в. н.э. и 3) не учтено указание летописи о существовании (а не происхождении!) цзянь-куней-кыргызов в конце III в. до н.э.»


Однако некоторые косвенные данные письменных источников позволяют предполагать тюркоязычность древних кыргызов задолго до походов гуннов (китайское: сюнну!) на запад в середине I в. до н.э.


Так как наиболее древние показания китайских авторов о тюркоязычных племенах относятся к хуням, а также к их потомкам гуннам (сюнну, гунну) и кыркунам-кыргызам (цзянь-кунь), автор данной статьи считает, что некоторый свет на решение вопроса о происхождении кыргызов может пролить анализ терминов сюнну и цзянь-кунь.


В китайско-табгачских документах III-V вв. н.э. неоднократно встречаются упоминания о племенах тугухунь, туюйхунь, кэчжухунь и т.д. — с характерной для всех этих названий последней их частью, графически обозначавшейся, как правило, одним и тем же иероглифом хунь, с его древним чтением ғўн.


По мнению Л. Базина, форма ғўн тождественна древнетюркскому множественно-собирательному аффиксу ғўн, восходящему, в свою очередь, к самостоятельному слову кўн — «женщина-прародительница» — «человеческий коллектив» — «народ».


Этот вывод позволяет ввести указанную форму китайской передачи термина ғўн (кўн) в ряд древнетюркской социальной терминологии.


Но если этимологией термина кўн устанавливается взаимозависимость понятий женщина — народ, связанный вначале родственными узами, а затем единством этнического происхождения, то это даёт нам право предполагать, что термин кўн мог стать самоназванием какого-либо тюркоязычного племени или рода.


И действительно, в китайских источниках V-X вв. мы находим многочисленные описания племен хунь — ғўн и кунь-у;его древнее чтение кўн-ң — кўн, названия которых вполне сопоставимы как с хунь китайско-табгачских документов, так и с кўн орхонских текстов.


Народная этимология этих и родственных им племён возводит их происхождение к общему предку сюнну — гун-н, известному в источниках фонетического письма под именем ғўн — гунна.


Впервые форма хунь для обозначения тюркоязычных жителей Монголии встречается в китайских источниках VII-V в. до н.э. По общепринятому мнению, она соответствует распространённому впоследствии (III в. до н.э.) этнониму сюннy-ғўн.


Весьма любопытен краткий контекст, в котором стоит это первое упоминание: «лю-хунь-чжи-жун»  — «западные (в китайской ориентации — Ю.З.) иноземцы шести хуней». Из него следует:


1) жители Западного Края, предки гуннов, названы тюркским термином  ғўн (кўн) и 2) они были разделены на шесть частей, каждая из которых носила это же имя.


В настоящее время можно считать установленным подлинное звучание терминов гэ-кунь — кэ[р]-кўн и цзянь-кунь — ки[р]-кўн, т.е. кыркўн, киркўн. Обе формы закономерно расшифровываются из тюркской лексики как «кыр» («кир») — «поле», «степь» и кўн — полевые гунны, степные гунны.


Происхождение этнонима «кыргыз» от «кырк» — «сорок» и «з» — формы множественного числа см. С.Е. Малов. Памятники, стр. 417; Доржи Банзаров. Собрание сочинений, М., 1955, стр. 184. Д. Банзаров неправильно, на наш взгляд, восстанавливал форму единственного числа «киргиз» из множественной «кэргут»; лучше было бы восстанавливать «кэргун». Множественное же число от «киргиз» неоднократно встречается в «Сокровенном сказании» как «киргисут».


Обе формы закономерно расшифровываются из тюркской лексики как «кыр» («кир») — «поле», «степь» и кўн — полевые гунны, степные гунны. Эта расшифровка подтверждается не только всеми последующими формами китайской передачи термина «кыркун» до VI в., но и данными письменных источников.


Так например, аноним Худуд ал-Алам упоминает о городе Киркун-хана («киргизского хана») к северу от Тянь-Шаня; город под таким же названием и племя хиркунов были известны Рашид-ад-дину.


Название племени кэргутов (множественная форма от кэргун) содержится в монгольском тексте Цаган-байшинской надписи XVII в., причём исследователи (В. Котвич и Г.Е. Грумм-Гржимайло) считают весьма сомнительным его сопоставление с этнонимом киргиз.


Наконец, хорошо известно название реки Хиркун (в Сибири: Киркун, Кыркун), левого притока Бальджира в северной части Монголии в котором можно видеть топонимический след пребывания здесь кыркунов-кыргызов. Всё это позволяет считать вполне реальным как существование самого племени кыркун, так и его сопоставление с цзянь-кунь (кыркун) китайских летописей.


В пользу сближения кыркунов с гуннами можно привести некоторые данные китайских хроник, проливающих свет не только на это тождество, но и на гуннскую проблему вообще. Мы имеем в виду не учтённую до сих пор исследователями хронику III в. н.э. Вэй-лио, сохранившуюся в комментариях к Саньго чжи.


В этом сочинении отмечается существование двух групп кыркунов. Одна из них (гэ-кунь) названа в числе стран, расположенных к северу от страны гуннов (сюнну!), т.е. к северу от Ордоса. В перечне она стоит между динлинами-дили на востоке и синьли-сирами — на западе.


Такая локализация кыркунов совпадает с данными Цянь Ханьшу и Тан хуйяо, определявших местонахождение кыркунов ан [на] верхнем Енисее. Более интересно другое сообщение: «Страна Цзянь-кунь находится на северо-западе от Канцзюй.


Боеспособного войска 30000 человек. Кочуют, следуя за травой; много волков; есть хорошие лошади» - Юрий Александрович Зуев: термин «Кыр-кун». К вопросу об этническом происхождении кыргызов по китайским источникам)



Автор: Дарио Радли | Archaeology News Online Magazine







102 views0 comments

Σχόλια


bottom of page