top of page
Writer's pictureKyrgyz American Foundation

Херексуры (Киргис-Уур) - Ю.С. Худяков


Фотография: David Dector. Фотография сделана в 1993 в Монголии.

«Херексуры (монг. хиргисууры), принятое в археологической науке название для курганов с округлой каменной насыпью и кольцевой или квадратной оградой, соединенной с насыпью каменными «луча­ми», или «дорожками». Херексуры получили свое название от монгольского словосочетания «хяргяс ур» — «кыргызское гнездо», или «кыргызская могила».


Кыргызы были последним тюрко­язычным народом, который господствовал в степях Центр. Азии в эпоху «кыргызского великодержавия» в IX—X вв. (см. Государство енисейских кыргызов), до того как на эти земли мигрировали монгольские кочевые племена.


Поэтому монголы все древние курганы назвали «кыргызскими» по имени предшествовавшего народа. В научный обиход термин «Херексуры» ввели российские ученые и путешественники, совершавшие экспедиции в Монголию в конце XIX — начале XX в. Среди Херексуров встречаются очень большие сооружения с насыпью в 60—80 м в диаметром и 15 м высотой и диаметром коль­цевого ограждения в 250 м.


Нередко вокруг ограды Херексуров в несколько рядов располагались кольцевые выкладки- жертвенники. На площади могильников по соседству с Херексурами устанавливались в 1 или несколько рядов каменной стелы с рисунками животных и изображением пояса с оружи­ем, которые были названы исследователями «оленными камнями».


Под насыпью в центре Херексуры, на уровне древней дневной поверхности, как правило, расположена камера, или гробница из крупных камней, внутри которой находят скелеты погребенных людей, положенных в вытянутом положении, на левом боку, головой на Запад. Никаких вещей в могилы не клали.


Во многих Херексурах не сохранилось следов погребений. Однако в насыпи и на площади Херексуры во все последующие времена после их сооружения совершались впускные захоронения. Поэтому в прошлом археологи определяли хронологию Херексуров по этим более поздним находкам.


В течение многих десятилетий в Монголии и Забайкалье Херексуры датировались эпохой Средневековья и относились к древнетюркской, или уйгурской культуре. Однако в результате раскопок в Туве, а затем и в Забайкалье археологам удалось определить, что кольцевые ограждения Херексуров перекрыты плиточными могилами и насыпями курганов позднего бронзового и раннего скифского времени.


Это позволило определить время сооружения Херексуров поздним бронзовым и началом раннего железного века. В Херексурах были захоронены древние номады европеоидного расового облика. В течение позднего бронзового века древние европе­оидные кочевые племена заняли степи и горные долины Саяно-Алтая, Тянь-Шаня, Монголии и Забайкалья.


Они передвигались по степям на колесных повозках и владели большими стадами домашнего скота. Воины этих древних кочевых племен воевали на боевых колесницах и атаковали своих противников бронзовым оружием, луками и стрелами, копьями, клевцами и кинжалами.


Военное преимущество воинов-колесничих над пешими воинами из центрально-азиатских монголоидных племен было столь зна­чительным, что они завоевали всю Центральную Азию. Это способствовало выделению в обществе древних европеоидных номадов военной аристократии, что нашло отражение в социальной структуре и идеологии. В конструкции Херексуров отразился культ солнца и боевых колесниц.


Сооружение очень трудоемких, грандиозных Херексуров и рядов поминальных стел с нанесенными изображениями оружия и животных, возведенных на хорошо обозреваемых, открытых степных пространствах, должно было прославлять подвиги, совершенные древними героями-воинами.


Со временем противники древних европеоидных номадов, монголоидные кочевые племена культуры плиточных мо­гил, населявшие восточные районы Центральной Азии, научились успешно противостоять своим грозным соперникам на поле боя.


Они стали использовать для защиты металлические литые шлемы и защитные пояса и атаковать противника бронзовыми мечами. Однако решающие изменения в военном деле, которые привели к снижению роли боевых колес­ниц, произошли с освоением кочевниками верховой езды на рубеже раннего железного века.


Появление нового рода войск — конницы, значительно более мобильной и маневренной, чем боевые колесницы, привело к утрате их былой ударной мощи. Вслед за изменениями в военном деле древняя военная аристократическая каста воинов-колесничих утратила свое ведущее положение в кочевом обществе.


Поте­ряла свое престижное значение колесничная символика. Степные районы Забайкалья, Восточной и Центральной Монголии были завоеваны монголоидными кочевыми племенами культуры плиточных могил. В западных районах Центральной Азии прежде единый этнический массив древних европеоидных номадов распался на отдельные кочевые племена культур раннего скифского времени.


В конструкции погребальных сооружений раннескифских культур Саяно-Алтая и Тянь-Шаня со­хранились элементы, которые восходят к конструктивным особенностям Херексуров.


Потомки древних европеоидных номадов, возводивших Херексуры и устанавливавших оленные камни, в скифское и хунно-сяньбийское время в китайских исторических сочинениях были известны под названием «ди» и «динлинов» - Ю.С. Худяков


Дополнение КАФ:


«Культура насельников Минусинского края явилась плодом длительного развития хозяйства с середины третьего тысячелетия до н.э. и принадлежала белокурому, длинноголовому типу населения, известного китайцам под именем динлин.


Это динлинское общество, являющееся союзом племен, будучи до 1 тысячелетия до н.э. связанным с западной частью Азии, с 1 тысячелетия до н.э. вступает во все сильнее развивающиеся взаимоотношения с племенами Центральной Азии.


Будучи временно, в V-III вв, до н.э. культурно объединенным с могучим скифским союзом, оно, не порывая в это время связей с Центральной Азией, к первым векам до н.э., попадает под ее непосредственное воздействие.


Ко времени, предшествующему связям динлин с Центральной Азией, динлины прошли длительную историю этногенеза, в которой участвовали разнообразные и иногда далеко друг от друга территориально расположенные племенные компоненты.


Известная самостоятельность развития культуры Енисея, непрерывность ее развития в течение почти двух с половиной тысячелетий, позволяет нам видеть во всех выше разобранных этапах культуры динлинский этногенез.


На базе динлинского этногенеза произойдут те изменения, которые позволят выкристализоваться новому этническому явлению - киргизам. Но то новое этническое явление - киргизы,, явилось прямым результатом предшествующего динлинского этногенеза.


Здесь были заложены основы характерных форм скотоводческого хозяйства, культуры и расового типа, которые долгое время отличали впоследствии киргизские племена от родственных им тюркских племен.


Вот почему истоки сложения киргизских племен, а следовательно и история киргизского народа, должны начинаться по археологическим памятникам с афанасьевской культуры, с анализа динлинского этногенеза, на базе которого и возникает древнее киргизское общество.» - Александр Натанович Бернштам


"The T'ieh-lé (dok-lak/t'iet-lak = ti-lig, teg-reg) из китайских источников VI века связываются китайскими историками с более ранними Дили (d'iek-liek, tig-lig, teg-reg; Pulleyblank: dejk-lejk, drik-lok, dok-lok, t'et-lek), Ch'ih-le (t'isk-lok) и T'e-le (d'ak-lok).


Они, в свою очередь, идентифицируются с Динлинами, на территориях которых мы позже их находим. Все эти формы рассматриваются как отражения алтайского термина, означающего "повозка", ср. монг. telegen, terge, tergen* ("повозка") и связаны с Kao-ch'é/Kao-chii (кит. "Высокие повозки"), более поздним термином, использованным для T'ieh-lé.


Они должны быть связаны с более ранними Динлинами. Pulleyblank предлагает: tejng-lejng = tàgrág, что он переводит как "круг, обруч". Фактически, tegrek(< tegre "(всё) вокруг, окружение") первоначально, по-видимому, означало "обод чего-либо" (первое упоминание - в XI веке у Караханидов). В XV веке у кипчаков это слово стало обозначать "кольцо, круг". Это не совсем точное совпадение.


Кызласов связывает их с Тагарской культурой (VII-III века до н. э.) в Хакасско-Минусинской котловине и считает, что они распространились на лесостепную зону от Оби до озера Байкал. В период с III века до н. э. до III века н. э. они оставались в Южной Сибири, от озера Байкал до среднего течения Енисея, к истокам Кулым, к северу от Chien-k'un (Кыргыз) и на запад до Иртыша.


Они, по-видимому, были распределены на две группы: одна из которых была сосредоточена в Северной Монголии, к северу от Хунну, а другая - к северо-западу от Хунну, вокруг Иртыша. Судя по всему, они имели конную культуру. Однако Кызласов не обязательно считает их тюрками.


Динлины были завоеваны, наряду с Hun-yü, Ch'ü-she, Ko-k'un (Кыргыз) и Hsin-li, около 200 г. до н. э. хунну под предводительством Mao-tun. Их оттеснили на север, и, возможно, они смешались с элементами Chien-k'un (Tаштыкская культура, по Кызласову).


Они восставали против хунну несколько раз в I веке до н. э., пока в 49 году до н. э. их более-менее не усмирил Chih-Chih. Эти события привели к тому, что Chien-k'un переместились на свою будущую енисейскую территорию. Это, похоже, открыло путь для Динлин на казахские степи.


Вэй-люэ Yü Huan (середина III века н. э.) помещает их к северу от K'ang-chü в регионе, предоставлявшем доступ к торговле мехами в лесостепной зоне. Их описывают как кочевников, способных выставить 60 000 воинов. Впоследствии китайские хроники связывают их южные группы с T'ieh-lé.


Кызласов предложил следующую реконструкцию этногенеза кыргызов: тюркские Chien-k'un и их соседи, Динлины (Тагарская культура), были атакованы хунну в 201 году до н. э.


Некоторые Динлины были вытеснены на север и смешались с Chien-k'un (Таштыкская культура в Минусинской котловине). Chien-k'un и хунну привнесли новые культурные элементы (например, кремацию умерших), связанные с кочевым миром Центральной Азии. В середине I века до н. э. столкновения с хунну под предводительством Chih-Chih привели к переселению большего количества Chien-k'un в Минусинскую котловину.


"Xakas" стали названием для всего этого смешанного государства Chien-k'un (Кыргыз) - Динлин." - Питер Голден


«На Енисее, где издавна жили европеоидные по своему физическому типу динлины, в результате смешения динлинов с гуннами и сяньби появилась новая группа племён (Кыргызы), известных в китайских источниках под именем гэ-гунь, или цзянь-гунь» (там же; надо: гэ-кунь, цзянь-кунь). - А.Н. Бернштам


«Хиргисуур, этимологически связанный с Киргизией, представляет собой погребальный памятник, состоящий из центрального каменного кургана, каменного ограждения и внешних спутниковых курганов и кругов. Камера для захоронения обычно находилась под центральным каменным курганом.» - Ма Цзянь


«Тем не менее, некоторые из самых впечатляющих группировок оленьих камней, такие как те, что находятся в Ушкиин-Увере и Цацын-Эреге, также обнаружены вблизи хиргисууров. По этой причине среди многих археологов стало правилом считать, что оленьи камни принадлежат вместе с хиргисуурами к одной культуре, известной как «Комплекс Оленьи Камни-Хиргисуур»»


«Культурное явление, называемое «Комплекс Оленьи Камни-Хиргисуур», так или иначе стало широко признанным, но главным образом благодаря материалам из центральных аймаков Монголии.


В Алтайском регионе, несмотря на одно крупное, сохранившееся совпадение оленьих камней и хиргисууров (Цагаан Асга), курганы ранней скифской Пазырыкской культуры являются единственным типом памятников, с которыми оленьи камни регулярно ассоциируются.


Этот факт предполагает, что стоит проверить обоснованность концепции DSK, основываясь на том, что можно найти в Монгольском Алтае, и особенно в аймаке Баян-Өлгий.» - Джейкобсон-Тефер


Что говорят научные данные ДНК исследований?


“Гаплогруппа R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (определяется мутацией Z93), является генетическим маркером индоевропейских пасторалистов, которые мигрировали с территории современной Украины на территорию современного Ирана, Индии, казахских степей, Таримской впадины, Алтайских гор, региона реки Енисей и западной Монголии в бронзовом веке.


Естественно, что R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (R1a-Z93), встречается с высокой частотой среди тюркских народов, которые в настоящее время проживают в районе реки Енисей и Алтайских гор в России.


В отличие от тувинцев, у хакасов (название которых было создано советской властью от китайского наименования кыргызов — хягассы (黠戛斯), так как их считали потомками кыргызов) наблюдаются значительно более высокие проценты гаплогруппы R1a1 (35,2%) и гораздо более низкие проценты гаплогрупп C (1,1%) и Q (4%). Однако гаплогруппа N также является самой распространённой гаплогруппой среди хакасов (50%) (Губина и др. 2013: 339; Ши и др. 2013.


Что касается алтайцев, то Алтай-Кижи (южные алтайцы) характеризуются высокой частотой гаплогруппы R1a1 (50%) и низкими до умеренными частотами гаплогрупп C2 (20%), Q (16,7%) и N (4,2%) (Дулик и др. 2012: 234.


Основные различия между хакасами и южными алтайцами заключаются в более низкой частоте гаплогруппы N (в другом исследовании гаплогруппа N встречается с высокой частотой (32%) среди алтайцев в целом: см. Губина и др. 2013: 329, 339) и более высоких частотах гаплогрупп C2 и Q у последних.


Происхождение кыргызов из региона Тянь-Шаня (Кыргызстан) от енисейских кыргызов является предметом споров среди историков. Однако среди современных тюркских народов у первых наблюдается самый высокий процент гаплогруппы R1a1 (более 60%).


Поскольку западноевразийская физиогномика енисейских кыргызов, описанная в Синь Таншу, с высокой вероятностью была отражением их индоевропейского евразийского маркера R1a1a1b2 (R1a-Z93), можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы получили свой маркер R1a1 от енисейских кыргызов. Иными словами, первые происходят от последних.


Другие Y-хромосомные гаплогруппы, встречающиеся среди кыргызов, — это C2 (12–20%), O (0–15%) и N (0–4,5%). Отсутствие гаплогруппы Q у кыргызов главным образом отличает их от алтайцев.


В бронзовом и раннем железном веках регион реки Енисей был населён индоевропейцами. Исследование ДНК 26 древних человеческих образцов из района Красноярска, датируемых серединой второго тысячелетия до н.э. и вплоть до IV века н.э., показывает, что енисейские пастухи в основном принадлежали к гаплогруппе R1a1 (Keyser et al. 2009: 401).


Высокая частота гаплогруппы R1a1 среди современных кыргызов и алтайцев может свидетельствовать о том, что они происходят от енисейских кыргызов. Кроме того, это может объяснить, почему в средневековых китайских летописях кыргызов описывали как обладавших западноевразийской внешностью.


Y-хромосомы Көк Тюрков ещё не были изучены. После распада Второго Тюркского каганата в 745 году н.э. Көк Тюрки были рассеяны, и сложно определить их современных потомков.


Если они действительно происходили от восточных скифов/Саков (Суо) или были связаны с кыргызами, как утверждает Чжоушу (Чжоушу), Ашина (древнетюркская королевская династия, возможно, также связанная с тюрко-еврейским Хазарским каганатом, согласно Питеру Б. Голдену из Ратгерского университета) могли принадлежать к линии R1a1.” — Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада


Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов»

Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада


«Кыргызы представляют собой смешанную популяцию между Востоком и Западом. Крайне низкое Y-разнообразие и наличие высокочастотной 68,9% Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 (индоевропейский маркер – яркая особенность кыргызского населения в Центральной Азии). Считается, что эта линия связана с индоевропейцами, мигрировавшими в Алтайский регион в бронзовом веке, и смешалась с различным тюркскими группами.


Среди азиатских линий R1a1a1b2-Z93, R1a1a1b2a2-Z2125 довольно распространена у кыргызов (68%) и афганских пуштунов (40%) и реже у других афганских этнических групп, а также у некоторых популяций Кавказа и Ирана (10%). Примечательно, что базальная линия R1a1a1b2-Z93 широко распространена в Южно-Сибирском Алтае России.


Согласно опубликованным данным древней ДНК, мы установили, что в эпоху средней бронзы гаплогруппа R1a1a1b2a2a-Z2125 в основном встречалась в популяции синташтинской культуры из могильника Каменный Амбар 5, Западная Сибирь, в популяции фёдоровского типа андроновской культуры или карасукской культуры из Минусинской котловины, южная Сибирь, а также в популяциях андроновской культуры из Майтана, Ак-Мустафы, Актогая, Казахского Мыса, Сатаны, Ой-Джайлау III, Карагаша 2, Дали и Зевакинского каменного забора, Казахстан. (Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)

Источник: "Dual origins of the Northwest Chinese Kyrgyz: the admixture of Bronze age Siberian and Medieval Niru'un Mongolian Y chromosomes", Nature


Источник: Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)


Казахстанский ДНК-историкЖаксылык Сабитов: «Кыргызы до IX в. проживали на Енисее в Минусинской котловине. В IX в. енисейские кыргызы переселились на Алтай и Прииртышье.


В 1326–1329 гг. часть алтайских кыргызов перекочевала в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана». Также он в своей работе опубликовал данные образцов ДНК из Синташтинской культуры, который, как он излагает, «является родственным алтайским и современным кыргызам, а из Арбан-1 Карасукской культуры является родительским к современным кыргызам.


Генетические данные из Аржан (VIII в. до н.э.) имеют также родительские гены кыргызов». Известно, что в устройстве Аржан находят общее с Синташтинскими андроновскими памятниками (М.П. Грязнов).


О кыргызах Ж. Сабитов пишет, что «…около трети кыргызских родов имеет аналоги среди других тюркоязычных народов.


Две трети родов уникальны в том отношении, что встречаются только у кыргызов. Возможно, эти рода связаны с автохтонным населением. Как известно, на территории Кыргызстана проживали сакские племена, позже сюда с востока пришло племя усунь.


Высокий процент R1a1 у кыргызов появился тремя путями – от сакских племен, от усунь, и от телеских племен, а также есть версия о переселении на территорию современного Кыргызстана части енисейских кыргызов»


Источник: «Историко-генетический подход в исследовании этногенеза и материальной культуры древних кыргызов» - Международный журнал экспериментального образования


«Образцы из захоронений андроновской, тагарской и таштыкской культур были определены Y-STR, что позволяет сравнить эти образцы между собой и образцами представителей разных популяций, как древних, так и современных.


Гаплотип андроновцев S10, S16 имеет следующий вид:

ANDRON S10, S16 13-25-16-11-11-14-10-14-11-18-15-14-11-16-20-12-23


Наибольшее число совпадений наблюдается с тяньшанскими киргизами и южными алтайцами. Полные совпадения гаплотипов у популяций, которые территориально близки и имеют общую историю, возможно только в случае их генетического родства, случайные совпадения маловероятны.


Таким образом, южные алтайцы и тяньшанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16).


У этих народов совпадает большинство названий родовых подразделений (мундус, тёлёс – доолос, кипчак, найман, меркит и т.д.). Киргизские предания называют Алтай прародиной своего народа. Ряд историков считает, что некогда киргизы и южные алтайцы входили в единую общность и переселение киргизов с Алтая на Тянь-Шань произошло относительно недавно (Абрамзон, 1959: 34; Абдуманапов, 2007:95, 114).


Источник: Волков В.Г., Харьков В.Н., Степанов В.А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных.


«Земля современного Кыргызстана, населенная на рубеже эр сакскими и усуньскими племенами, были захвачены енисейскими кыргызами (хакасами) в VIII веке н.э. Поскольку Кыргызстан является естественной горной крепостью Тянь-Шаня, это остров, похожий на общину литовских татар, с высокой генетической инерцией и ограниченными влияниями. По сути, все четверо являются скифами: сака-скифы, скифы-усуни, енисейские кыргызские скифы и литовские татарские скифы.


Источник: "Литовские татары: ДНК-предки, прослеженные до евразийских степей", Академия ДНК-генеалогии, Цукуба, Япония, Игорь Рожанский


«Научные данные говорят, что большая часть современных кыргызов (65 %) имеет гаплогруппу R1a. Исследования ДНК проб из останков древних захоронений, опубликованные в исследованиях доктора К. Кайзера и ее коллег в научной работе «Древние ДНК предоставляют новый взгляд на историю южносибирских людей курганной культуры», показывают, что большинство из носителей Андроновской, Тагарской и Таштыкской культур имеют гаплогруппу R1a1.


Об этом исследовании говорит в своей работе А. Клесов: «авторы напоминают, что андроновскую культуру сменила карасукская в Южной Сибири. На смену карасукской культуре пришла тагарская в районе Хакассии. На смену тагарской культуре пришла таштыкская, в I–IV вв. н.э., в районе Енисея».


Также в 2012 г., опираясь на эти и другие результаты, российские ученые В.Г. Волков, В.Н. Харьков и профессор В.А. Степанов в своей научной работе «Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных» опубликовали следующие данные: «Гаплотипы андроновцев под данными S10 и S16 относятся к гаплогруппе R1a1a.


Данная гаплогруппа выявлена у древних таримских мумий (II в. н.э.), у носителей пазырыкской культуры на Алтае (V в. до н.э.) и у хунну в Монголии (III – I вв. до н.э.). При сравнении гаплотипов выше данных андроновцев полное совпадение и высокий коэффициент имели тянь-шаньские кыргызы (65) и южные алтайцы.


В анализе с гаплотипом представителя тагарской культуры самыми близкими из всех сравниваемых оказались кыргызы (. Далее в сравнении гаплотипов тагарской S24 и таштыкской S34 культур обнаруживается, что они идентичны и являются производным от тагарской S26 и полное совпадение имеет только с одним кыргызом, что совпадения гаплотипов кыргызов с гаплотипами андроновцев, тагарцев и таштыкцев однозначно указывают на наличие общей предковой популяции».


Таким образом, здесь были сделаны такие выводы: «гаплотипы носителей андроновской и тагарской культур имеют наибольшую близость к гаплотипам южных алтайцев и тянь-шанских кыргызов»


Вывод:

Носители гаплогруппы R1a распространились по всей Центральной Азии, от берегов Каспийского моря до Южной Сибири и Тянь-Шаня, в свою очередь, образовав Андроновскую культуру.


Далее, смешиваясь с другими кочевыми племенами, по разным причинам, шло группирование и образование преемственных культур по территориям.

Так, на Тянь-Шане распространяется сако-усуньская культура, а в Южной Сибири андроновскую культуру сменяет карасукская. На смену карасукской приходит тагарская в районе Хакассии, а затем таштыкская на смену тагарской культуре в районе Енисея.


Таштыкское время явилось подлинной основой всего дальнейшего развития енисейских кыргызов в области этногенеза и сложения кыргызской культуры, в V–VI вв. на Енисее формируется Каганат кыргызов. А начиная с IX в. енисейские кыргызы стали переселяться на Алтай и Прииртышье.


А затем в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана. Исходя из вышеописанного, в исследовании этногенеза кыргызов следует отметить два исторических направления и развития.


Таким образом, материалы вышеперечисленных археологических культур могут послужить источниковой базой для изучения материальной культуры древних кыргызов.» - Молдалиева М. И.


Источник: Молдалиева М.И. ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТНОГЕНЕЗА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ КЫРГЫЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 1. – С. 68-72;

67 views0 comments

Commentaires


bottom of page