Каковы были происхождение, идентичность и физиогномика ранних и средневековых тюркских народов?
Ответы на эти вопросы вы найдете в монументальном научном труде под названием «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-DNA по ранним и средневековым тюркским народам», написанном известными канадскими учёными Чжу-Юпом Ли и Шунту Куаном из Университета Торонто. Впечатляюще!
«За последние 10 лет генетики исследовали генетическое разнообразие современных тюркских народов, а также древнюю ДНК хунну и других народов. Однако накопленные результаты этих исследований до сих пор не были должным образом отмечены специалистами по истории Внутренней Азии. Чтобы восполнить этот пробел, мы провели сравнительный анализ текстовой информации и данных генетических исследований о ранних и средневековых тюркских народах.
Сначала мы изучили информацию о происхождении, идентичности и физиогномике ранних и средневековых тюркских народов, содержащуюся в китайских официальных летописях (zhengshi 正史). Затем мы обсудили, как результаты генетических исследований дополняют текстовые данные. И китайские исторические источники, и современные исследования ДНК указывают на то, что ранние и средневековые тюркские народы состояли из неоднородных популяций. Тюркизация Центральной и Западной Евразии была результатом не миграций однородного народа, а распространения языка.
Данная статья нацелена на восполнение этого пробела через проведение сравнительного анализа текстовой информации и данных генетических исследований о ранних и средневековых тюркских народах. Сначала мы рассмотрим сведения о происхождении, идентичности и физиогномике этих народов, содержащиеся в китайских официальных летописях (zhengshi 正史).
Затем мы подробно продемонстрируем, как результаты генетических исследований древних и современных тюркских народов подтверждают или дополняют текстовую информацию. Выводы статьи таковы: как средневековые китайские исторические источники, так и современные исследования ДНК свидетельствуют о том, что ранние и средневековые тюркские народы представляли собой неоднородные и физически разнородные популяции.
Тюркизация Центральной и Западной Евразии за последние две тысячи лет была не следствием миграции одного однородного тюркского народа, а результатом множества волн распространения языка, затронувших как тюркские, так и тюркизированные народы.»
Сюнну
Сюнну были первыми кочевыми строителями империй в истории Внутренней Азии. Историкам до сих пор не удалось подтвердить, были ли сюнну тюркским народом. Согласно некоторым отрывочным сведениям о языке сюнну, которые можно найти в китайских летописях, сюнну были скорее тюрками, а не монголами.
Сочинение VI века Вэйшу сообщает, что язык народа гаочэ (高車), тюркского народа, который основал кочевое государство на территории современного Синьцзяна в конце V века н.э., и язык сюнну были примерно одинаковы с некоторыми отличиями. Кроме того, сочинение VII века Бэйши утверждает, что язык ювэнь-сюнну, племени сюнну, активного в период Шестнадцати царств (304–439 гг. н.э.) на севере Китая, значительно отличался от языка сяньби, монгольского или парамонгольского народа (*Бэйши* 98.3270).
Тем не менее, языковая принадлежность сюнну остается предметом спекуляций, хотя некоторые остатки сюнну, возможно, участвовали в формировании и развитии различных тюркских кочевых конфедераций. Что касается происхождения сюнну, Шицзи Сыма Цяня (司馬遷, ум. 86 г. до н.э.) сообщает, что они происходили от Чунь Вэя (淳維) (*Шицзи* 110.2879), легендарной фигуры древней династии Ся (夏), приписывая тем самым сюнну происхождение от династии Ся.
Такое объяснение не имеет научной ценности для определения происхождения сюнну. Однако оно намекает на то, что физиогномика сюнну не сильно отличалась от физиогномики китайцев времен Сыма Цяня, которые также считали себя потомками династии Ся. Тем не менее, племя цзе (羯), «отдельная ветвь сюнну (匈奴別部)», основавшее династию Поздняя Чжао (319–351 гг. н.э.), по-видимому, имело западноевразийскую внешность: «глубоко посаженные глаза», «высокие переносицы» и «густая растительность на лице».
Цзиншу сообщает, что когда династия Поздняя Чжао была свергнута, лидер китайских повстанцев Жань Минь устроил резню около 200 000 цзе или тех, кто обладал «высокими переносицами» и «густыми бородами (高鼻多須)» (*Цзиншу* 107.2792). Кроме того, Цзиншу описывает следующий разговор между знатным цзе и китайским чиновником:
Сунь Чжэнь, дворецкий наследного принца (詹事), спросил у министра (侍中) Цуй Юэ: «Я страдаю глазными заболеваниями. Как их вылечить?» Юэ, который всегда был неформален в общении с Чжэнем, поддразнил его, сказав: «Если помочиться в середину [глаза], болезнь пройдет». «Как можно помочиться в глаз?» — спросил Чжэнь. «Твои глаза ввалились. Можно помочиться прямо в середину», — сказал Юэ. Чжэнь затаил обиду и доложил об этом [наследному принцу] Ши Сюаню (石宣). Сюань, у которого были самые «варварские (ху 胡)» черты среди принцев, имел глубоко посаженные глаза. Услышав об этом, он пришел в ярость и убил Юэ и его сына.
Динлин или теле
В отличие от сюнну, историки точно знают, что динлин (丁零), кочевой народ, населявший современную северную Монголию в период существования сюнну, были тюркским народом. Китайские летописи единодушно изображают их как предков теле (鐵勒), группы тюркских племен, которые стали одной из доминирующих кочевых сил в монгольских степях после распада империи сюнну (*Вэйшу*, 103.2307; Бэйши, 98.3270). Согласно Шицзи, Маодунь (冒顿, правил 209–174 гг. до н.э.), который основал империю сюнну в конце III века до н.э., покорил динлинов (*Шицзи* 110.2893), а также дунху (東胡), юэчжи (или жуожи 月氏) (*Шицзи* 110.2889–90) и кыргызов (Гекун 鬲昆) (*Шицзи* 110.2893).
Динлины снова упоминаются в китайских летописях как союзники Хань, которые вместе с усунями (烏孫) и ухуанями (烏桓) нападали на ослабленных сюнну в I веке до н.э. (*Ханьшу* 94a.3787–88). Динлины пережили сюнну и вновь появляются в средневековых китайских хрониках как гаочэ или теле. Что касается происхождения гаочэ или теле, Вэйшу и Бэйши описывают их как «остатки древних чиди (古赤狄之餘種)» (*Вэйшу* 103.2307; Бэйши 98.3270), тогда как Суйшу (ок. 630-х гг. н.э.) и Цзю Таншу (ок. 940-х гг. н.э.) описывают их просто как «потомков сюнну (匈奴之苗裔)» или «отдельную ветвь сюнну (匈奴別種)» (*Суйшу* 84.1879–80; Цзю Таншу 199b.5343).
Эти два последних сочинения также описывают теле как большую и широко распространенную группу племен, которые населяли не только монгольские, но и казахские степи. Некоторые из них включают уйгуров (回紇 или 韋紇), сир-тардушей (薛延陀), баегу (拔也古), хуннов (渾), тувинцев (都播), курыканов (骨利幹) и аланов (阿蘭) среди прочих (*Суйшу* 84.1880). Некоторые из этих племен теле, упомянутых в китайских летописях, возможно, не были тюркоязычными.
Например, сочинение XI века Синь Таншу отмечает, что язык баегу несколько отличался от языка теле (言語少異) (*Синь Таншу* 217b.6140). Кроме того, аланы были древним ираноязычным народом, известным классическим авторам с первых веков н.э. Что касается теле, Суйшу также отмечает, что «их обычаи были в основном схожи с обычаями тюрок (突厥)», хотя различались брачные и погребальные обряды. Важно отметить, что китайские летописи не упоминают физиогномические особенности теле.
Көк Тюрки
Кочевой народ, который распространил тюркский язык и имя «тюрк» за пределы монгольских степей, — это Көк Тюрки (Туюе 突厥 на китайском), возглавляемый кланом Ашина. Важно отметить, что китайские летописи не описывают их как потомков динлинов или как часть конфедерации теле. Например, Чжоушу (ок. 630-х гг. н.э.) описывает их как «отдельное племя сюнну (匈奴之別種)» (*Чжоушу* 50.907) или приписывает их происхождение государству Суо (索國), располагавшемуся к северу от сюнну (*Чжоушу* 50.908); Суо 索 — это сак, или саки, согласно Шюсслеру, Пуллиблэнку и Беквиту.
Суйшу рассказывает, что Көк Тюрки происходят от «смешанных варваров (za hu 雜胡) из Пинляна (平涼)» (*Суйшу* 84.1863). Интересно, что Чжоушу также сообщает, что клан Ашина был связан с кыргызами (Циго 契骨) (*Чжоушу* 50.908), которых Синь Таншу описывает как обладающих «рыжими волосами» и «голубыми глазами» (*Синь Таншу* 217b.6147). Однако по своей физиогномике Көк Тюрки отличались от кыргызов. Согласно Цзю Таншу, один из командиров Ашина по имени Ашина Симо (阿史那思摩) не был назначен на высокую военную должность правителями Ашина из-за своей согдийской (huren 胡人) внешности:
«Симо был родственником Шэли. Из-за того, что его лицо было похоже на лицо варвара (huren 胡人), а не на лицо Туюе, Шиби [Каган] и Чуло [Каган] сомневались в его принадлежности к Ашина. Поэтому, хотя он всегда носил титул цзяби-теле (夾畢特勒) при Чуло и Шэли, он так и не смог стать ша, командующим армией, до конца своих дней…»
Следует отметить, что историк династии Тан VII века Ян Шигу (顏師古), добавивший комментарий к Ханьшу (ок. 80-х гг. н.э.), описывает усуней (烏孫) следующим образом:
«Усуни имеют самую странную внешность среди всех Жун (戎) Западного региона (西域). Сегодняшние ху (胡), с голубыми глазами, рыжими бородами и внешностью, напоминающей макак, были их потомками».
Однако в официальных китайских летописях нет сопоставимых описаний Көк Тюрков или теле. Көк Тюрки разделились на Восточных Тюрок и Западных Тюрок в конце VI века (583 г. н.э.). Западные Тюрки, сосредоточенные в казахских степях, развились в автономную племенную конфедерацию, включавшую некоторые племена, которых не было среди их восточных собратьев, такие как карлуки (Гэлуолу 歌邏祿), чуюэ (處月), тюргеши (Тукэши 突騎施) и, возможно, хазары (Хеса 曷薩).
Эти племена, которые пережили клан Ашина и Восточных Тюрок и сыграли важную роль в средневековой истории Центральной Азии, вероятно, включили в себя некоторые коренные, нетюркские элементы казахских степей. Цзю Таншу (194b.5179) пишет, что язык Западных Тюрок был «немного отличен» от языка их восточных собратьев.
Интересно, что китайские летописи называют некоторые малоизвестные кочевые племена, проживавшие за пределами северной Монголии, Туюе, то есть Көк Тюрками. Среди них такие племена, как Мума Туюе (木馬突厥) [Тюрки на деревянных лошадях], Сяньюй Туюе (鮮于突厥) и Нюти Туюе (牛蹄突厥) [Тюрки с копытами быка], которые жили к востоку от кыргызов. Однако о них мало что известно, и причина, по которой их называли Туюе, остается неясной. Согласно Синь Таншу (217b.6148), племя Дубо (都播), предки современных тувинцев, составляли одно из трех племен Мума Туюе, которые «оплакивали своих умерших, как Көк Тюрки».
Уйгуры
Одним из крупнейших племен теле, покоренных и правивших Көк Тюрками, были уйгуры (Хуйхэ 回紇), которые объединились с карлуками, племенем Западных Тюрок, и басмилами, другим племенем теле, и свергли Второй Тюркский каганат в 745 г. н.э. Что касается происхождения и идентичности уйгуров, китайские летописи описывают их как потомков сюнну, ранее принадлежавших к теле (*Цзю Таншу* 195.5195).
Важно отметить, что они не ассоциируют уйгуров с Көк Тюрками. Например, в то время как племя Шато называется «отдельным племенем Западных Туюе» в Синь Таншу (218.6153), такого упоминания об уйгурах нет. На самом деле, сами уйгуры рассматривали Көк Тюрков как чужеземцев, так же как последние не считали уйгуров и теле (упоминаемых в Орхонских надписях как Токуз Огуз) тюрками.
Кыргызы
Кыргызы, которые уничтожили Уйгурский каганат в 840 году н.э., находились в верховьях Енисея, а не в монгольских степях. Согласно сочинению You yang za zu, написанному Дуань Чэнши в IX веке н.э., кыргызы считали себя потомками бога и коровы:
«Племя цзянькун (堅昆) [кыргызы], [в отличие от тюрок], не происходит от волка. Их предки родились в пещере, расположенной к северу от горы Цюмань. Они сами говорят, что в древние времена бог спарился с коровой в этой пещере. У этих людей волосы желтые, глаза зеленые, а бороды рыжие».
Кыргызы отличаются от уйгуров и других племен теле в китайских летописях. Синь Таншу, предоставляющая подробную информацию о кыргызах и племенах теле, не включает первых среди последних (*Синь Таншу* 217b.6139–6145). Кроме того, хотя Синь Таншу утверждает, что «их язык и письменность были идентичны уйгурским (其文字言語,與回鶻正同)» (*Синь Таншу* 217b.6148), она также отмечает особый физический фенотип кыргызов.
Синь Таншу сообщает: «Люди все высокие и крупные, с рыжими волосами, светлой кожей и зелеными глазами (人皆長大,赤髮、皙面、綠瞳)» (*Синь Таншу* 217b.6147). Согласно Синь Таншу, соседнее с ними племя Бома (駁馬) или Била (弊剌) походило на кыргызов, хотя их язык был другим (*Синь Таншу* 217b.6146).
Это может указывать на то, что кыргызы изначально были не тюркским народом, который стал тюркизированным в период Көк Тюрков, по крайней мере частично через межплеменные браки. Синь Таншу сообщает, что «Көк Тюрки отправляли женщин в жены к [вождям кыргызов] (突厥以女妻其酋豪)» (*Синь Таншу* 217b.6149).
Что касается Арэ (阿熱), правителя кыргызов, который уничтожил Уйгурский каганат, его жена была карлукской женщиной, а его мать была тюргешем (*Синь Таншу* 217b.6149). Кроме того, Синь Таншу сообщает, что кыргызы «смешались с динлинами (其種雜丁零)» (*Синь Таншу* 217b.6146–47). В любом случае, рыжеволосые кыргызы считали темные волосы зловещими (以黑髮為不祥) и полагали, что те, у кого черные глаза, происходят от Ли Лина (李陵), китайского генерала, перешедшего на сторону сюнну.
Онгуты и найманы
С момента падения Уйгурского каганата в середине IX века н.э. до восхождения монголов в начале XIII века н.э. кочевые народы монгольских степей оставались в основном разделенными и находились под слабым контролем Ляо (907–1125 гг. н.э.) и Цзинь (1115–1234 гг. н.э.). В этот период усилилось присутствие монгольских элементов в монгольских степях (Golden 1992: 284). Тюркские племена, которые все еще оставались в монгольских степях на рубеже XIII века, включали онгутов и найманов.
Онгуты, вероятно, происходили от племени чуюэ, упомянутого выше как племя Западных Туюе. Юаньши утверждает, что вождь онгутов, Алавуси Тижихули (阿剌兀思剔吉忽裏), который подчинился Чингисхану в 1203 году, был «потомком Шато-Яньмэнь (沙陀雁門之後)» (*Юаньши* 118.2923). В свою очередь, Синь Таншу сообщает, что Шато были «потомками чуюэ, отдельного племени Западных Туюе (西突厥別部處月種也)» (ʿAlāʾ al-Dīn ʿAṭā Malik Juvaynī 1958: vol. 1, 55–6).
Происхождение найманов плохо задокументировано. Однако можно предположить, что найманы были ответвлением уйгуров. Согласно Рашид ад-Дину (1247–1318), имя правителя найманов перед их поражением от Чингисхана было Инач Бильге Бюгю-хан (Rashīd al-Dīn Fażlallāh Hamadānī 1988: vol. 1, 97–98; Rashiduddin Fazlullah 1998–99: vol. 1, 69).
На самом деле, Бюгю-хан был легендарным основателем уйгуров, который, по преданию, родился от двух деревьев-родителей. Инач Бильге Бюгю-хан был назван в честь предка уйгуров Бюгю-хана, возможно, потому, что найманы также считали его своим предком. Кроме того, найманы использовали уйгурскую письменность, которую позже приняли монголы.
Возможно, их родство стало одной из причин, почему найманы и уйгурские племена поддерживали особые отношения в узбекском ханстве Хива (1511–1804 гг. н.э.). В Фирдаус аль-Икбал, истории кунгратов узбекской династии (1804–1920 гг. н.э.), они описаны как племена-друзья (dūst) (Shīr Muḥammad Mīrāb Mūnīs & Muḥammad Rīżā Mīrāb Āgahī 1988: 103).
Что касается физиогномики онгутов и найманов, Рашид ад-Дин сообщает, что первые «походили на монголов (bi-mughūl mānand)» (Rashīd al-Dīn Fażlallāh Hamadānī 1988: Vol. 1, 99; Rashiduddin Fazlullah 1998–99: Vol. 1, 70), а девушки (dukhtarān) последних были «известны своей красотой и привлекательностью (bi-ḥusn va jamāl mashhūr bāshand)» (Rashīd al-Dīn Fażlallāh Hamadānī 1988: Vol. 1, 99; Rashiduddin Fazlullah 1998–99: Vol. 1, 70).
Кыпчаки
Кыпчаки были тюркской группой, которая сформировала доминирующую кочевую конфедерацию в Кыпчакской степи (казахские и причерноморские степи) с середины XI до начала XIII века н.э. После завоевания монголами некоторые из них служили Чингизидам в качестве вспомогательных войск в династии Юань (1271–1368 гг. н.э.). Китайские летописи не предоставляют значительной информации о тюркских племенах Кыпчакской степи, но Юаньши (ок. 1370-х гг. н.э.) содержит интересные сведения о происхождении клана кыпчаков Ölberli в биографии (liezhuan 列傳) генерала династии Юань Тутуха (土土哈):
«Предки Тутухи изначально принадлежали к племени горы Андахан, у реки Желянь, к северу от Упина. Вначале Кучу переселился на северо-запад, к горе, называемой Юлиболи, в честь которой они назвали свой клан, а своё государство они назвали Цинча (Кыпчак). Его территория находится в 30 000 ли от Китая. Летние ночи там очень короткие. Солнце встаёт, как только садится. Кучу породил Суомону. Суомона породил Инаси. Они были царями Цинча из поколения в поколение».
Что касается физиогномики кыпчаков, Цзычжи тунцзянь хоупянь [Позднее дополнение к «Всеобъемлющему зеркалу для помощи в управлении»], составленное в XVII веке как продолжение Цзычжи тунцзянь Сыма Гуана, утверждает, что у них были «голубые глаза и рыжие волосы (青目赤髪)».
Генетические исследования тюркских народов
Y-хромосома — одна из двух половых хромосом, которая делает человека мужчиной. Она передается от отца его сыновьям, которые затем передают её своим сыновьям практически неизменной на протяжении времени, пока не происходит мутация. Когда происходит мутация, что является постоянным структурным изменением в последовательности ДНК, мужчина с этой мутацией передает её всем своим мужским потомкам.
Со временем такие мутации накапливаются, что позволяет отслеживать родственные связи между группами людей. Группа мужчин или патрилинейная линия, которая имеет определенную мутацию, называется Y-DNA гаплогруппой (см. Рисунок 1). Иными словами, гаплогруппа — это популяция, происходящая от общего предка, который имел и передал определенную мутацию. Генетики, занимающиеся изучением популяций, классифицировали человеческую Y-DNA на более чем 20 основных групп с множеством подгрупп, к которым принадлежат все мужчины.
Интересно, что доминирующие Y-DNA гаплогруппы среди различных современных тюркских популяций не являются однородными, как и их составы гаплогрупп. Хотя они могут разделять некоторые гаплогруппы, частоты этих гаплогрупп в разных популяциях варьируются.
Это означает, что различные тюркские популяции, включая саха (обитающие в северо-восточной Сибири), тувинцев (живущие в районе Саянских гор), алтайцев (различные группы, проживающие в российском регионе Алтайских гор), волжских татар (проживающих в регионе Волги и Урала), уйгуров из Синьцзяна и узбеков (живущих в оазисных регионах Центральной Азии), казахов (населяющих степи Центральной Азии), туркменов (проживающих в Каракумской пустыне), азербайджанцев (обитающих в Кавказском регионе) и турок (проживающих в Анатолии и на Балканах), не состоят из однородных патрилинейных линий.
Саха, ранее известные как якуты, — это самые восточные и самые северные тюркские народы в мире. Изначально они были народом, занимавшимся коневодством в западной части региона Байкала. Считается, что саха происходят от курыкана (Токарев 1962: 107; Голден 1992: 143–144, 415), который был племенем теле (см. Цзю Таншу 199b.5343). Согласно недавним генетическим исследованиям, наиболее типичными Y-хромосомными гаплогруппами у саха и их частотами являются следующие: N1c1 (89–94%) и C2 (2,1–3,6%) (Пакендорф и др. 2006: 346, таблица 6: N-TatC соответствует N1c1; Харьков и др. 2008: 200,: N3a соответствует N1c1).
Гаплогруппа N1c1 широко распространена среди уральских и тюркских народов. Гаплогруппа N возникла в Восточной Азии и примерно 8000–10 000 лет назад распространилась из Сибири в восточную и северную Европу (Hong Shi и др. 2013). Она встречается в северо-восточной Европе с высокой частотой: 70,9% и 41,3% среди восточных и западных финнов соответственно (Lappalainen и др. 2008), а также 43% и 17% в северной и центральной России соответственно (Балановский и др. 2008: 242,
Гаплогруппа C2 является основной гаплогруппой среди монголов, казахов и эвенков, которые принадлежат к предполагаемой алтайской языковой семье (для эвенков см. Пакендорф и др. 2007: 1017: C-M217 и его субклады C-M48 и C-M86 соответствуют C2; для монголов и казахов см. Wells и др. 2001: 10245: M130 и M48 соответствуют гаплогруппе C2; Zerjal и др. 2002: 474,: гаплогруппы 10 и 36 соответствуют гаплогруппе C2).
В северо-западной Монголии и в районе Саянских гор проживают тувинцы. Возможно, они являются потомками племён теле и/или Мума Туюе (тюрков), одно из трёх племён которых называлось Дубо (Тува). Основные Y-хромосомные гаплогруппы тувинцев и их частоты следующие: подгруппы N1c1 и N1b (42,2–45,1%), C2 (16,1–26,5%), Q (4,9–13,9%) и R1a1 (7,8–12,3%) (Губина и др. 2013: 339; см. Харьков и др. 2013: 1239. Гаплогруппа C3 в данной статье соответствует C2).
Частоты каждой гаплогруппы могут варьироваться в зависимости от исследований, однако два недавних исследования показывают, что гаплогруппы N и C2 являются наиболее распространёнными патрилинейными линиями среди тувинцев. Гаплогруппы N и C2 также являются основными патрилинейными кланами среди бурятов (см. Харьков и др. 2014: 183), которые являются соседним монгольским народом для тувинцев.
Гаплогруппа Q, которая встречается по всей Евразии, присутствует с заметной частотой среди туркменов, а также среди двух сибирских народов — енисейских кетов и уральских селькупов (93,7% и 66,4% соответственно) (Тамбец и др. 2004: 667), и среди коренных американцев (более 90%).
Гаплогруппа R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (определяется мутацией Z93), является генетическим маркером индоевропейских пасторалистов, которые мигрировали с территории современной Украины на территорию современного Ирана, Индии, казахских степей, Таримской впадины, Алтайских гор, региона реки Енисей и западной Монголии в бронзовом веке.
Естественно, что R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (R1a-Z93), встречается с высокой частотой среди тюркских народов, которые в настоящее время проживают в районе реки Енисей и Алтайских гор в России.
В отличие от тувинцев, у хакасов (название которых было создано советской властью от китайского наименования кыргызов — хягассы (黠戛斯), так как их считали потомками кыргызов) наблюдаются значительно более высокие проценты гаплогруппы R1a1 (35,2%) и гораздо более низкие проценты гаплогрупп C (1,1%) и Q (4%).
Однако гаплогруппа N также является самой распространённой гаплогруппой среди хакасов (50%) (Губина и др. 2013: 339; Ши и др. 2013.
Что касается алтайцев, то Алтай-Кижи (южные алтайцы) характеризуются высокой частотой гаплогруппы R1a1 (50%) и низкими до умеренными частотами гаплогрупп C2 (20%), Q (16,7%) и N (4,2%) (Дулик и др. 2012: 234.
Основные различия между хакасами и южными алтайцами заключаются в более низкой частоте гаплогруппы N (в другом исследовании гаплогруппа N встречается с высокой частотой (32%) среди алтайцев в целом: см. Губина и др. 2013: 329, 339) и более высоких частотах гаплогрупп C2 и Q у последних.
Происхождение кыргызов из региона Тянь-Шаня (Киргизстан) от енисейских кыргызов является предметом споров среди историков. Однако среди современных тюркских народов у первых наблюдается самый высокий процент гаплогруппы R1a1 (более 60%).
Поскольку западноевразийская физиогномика енисейских кыргызов, описанная в Синь Таншу, с высокой вероятностью была отражением их индоевропейского евразийского маркера R1a1a1b2 (R1a-Z93), можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы получили свой маркер R1a1 от енисейских кыргызов.
Иными словами, первые происходят от последних. Другие Y-хромосомные гаплогруппы, встречающиеся среди кыргызов, — это C2 (12–20%), O (0–15%) и N (0–4,5%). Отсутствие гаплогруппы Q у кыргызов главным образом отличает их от алтайцев.
Западные уйгуры, проживающие в провинции Ганьсу в Китае, являются потомками остатков древних уйгуров (Голден 1992: 409). Основные Y-хромосомные гаплогруппы среди них — это C2 (21,2–30%), D (19,2%), O3 (34,6%) и Q (15%) (Ши и др. 2008)
Гаплогруппа D является генетическим маркером тибетцев (Ши и др. 2008: 5), тогда как гаплогруппа O3 — это маркер восточных азиатов (Сюэ и др. 2005)
Гаплогруппа O3 также встречается среди различных монгольских и тюркских групп с умеренной частотой. Низкая частота гаплогруппы R1a1 (1,9–7%) среди западных уйгуров отличает их от кыргызов и алтайцев.
Гаплогруппа C2 (ранее известная как C3) достигает своей наивысшей частоты среди казахов (66–73,7% среди казахов Казахстана, 75,47% среди казахов Синьцзяна (Zhong и др. 2010: рисунок 1), 78% среди казахов Каракалпакстана (Balaresque и др. 2015) и 59,7% среди казахов Алтайского региона в России (Дулик и др. 2011, 2–3), предками которых были кипчаки и другие тюркские группы, а также монголы и другие.
Однако некоторые казахские племена, разделённые на Старший жуз (Улы Жүз), Средний жуз (Орта Жүз) и Младший жуз (Кіші Жүз), имеют свои собственные характерные Y-хромосомные гаплогруппы.
Среди наиманов, принадлежащих к Среднему жузу, наиболее распространены гаплогруппы C2 и O3. Среди аргынов, другого племени Среднего жуза, с высокой частотой встречается гаплогруппа G1-M285 (57,7%), которая, как предполагается, произошла в Западном Иране.
Племя кипчаков (каракыпшаков), ещё одно племя Среднего жуза, характеризуется подгруппой R1b — R1b1a1a1 (R1b-M73) (63,6%). Это редкая гаплогруппа, которая встречается с умеренной или высокой частотой только среди этого казахского племени и некоторых тюркских групп региона Алтайских гор (35,3% среди кумандинцев: Дюлик и др. 2012: 234).
В целом, казахи характеризуются высокой частотой гаплогруппы C2 и низкой частотой гаплогруппы R1a1, что отличает их от кыргызов и южных алтайцев.
Каракалпаки, тюркоязычный кипчакский народ, проживающий в западной части Узбекистана, демонстрируют набор гаплогрупп, схожий с казахским, но с относительно более низкой частотой гаплогруппы C2 и более высокой частотой гаплогрупп N и R1a1: C2 (31,5%), G (26%), R1a1 (9,26%) и N1b и N1c1 (7,4%) среди группы Он Төрт Урув; R1a1 (29,6%), N1b и N1c1 (22,2%), C2 (20,4%) и Q (11,1%) среди группы Кунграт (Balaresque и др. 2015).
В отличие от народов с кочевыми корнями из Внутренней Азии, тюркские народы, происходящие как от кочевых, так и от оседлых популяций оазисных регионов Центральной Азии, таких как Трансоксиана и Таримская впадина (что приблизительно соответствует современному Узбекистану и южному Синьцзяну), обладают более разнообразными наборами гаплогрупп.
Синьцзянские уйгуры, происходящие как от древних индоевропейцев, так и от древних тюркских уйгуров (Golden 1992: 409), демонстрируют такие гаплогруппы, как R1a1 (21~28,6%), J (18,4~27%), O3 (12,2~17%), C2 (6,1~18%) и N (0~4,1%).
Современные узбеки, которые также происходят от древних индоевропейских (иранских) популяций и различных кочевых народов Внутренней Азии, включая шибанидских узбеков (Golden 1992: 407), имеют набор гаплогрупп, схожий с набором гаплогрупп синьцзянских уйгуров: R1a1 (17,6-32%), J (5,9-21,4%), C2 (7-18%, 41,2%), O3 (0-12%) и N (0-5,9%).
Гаплогруппа J является патрилинейной линией, происходящей с Ближнего Востока, и, вероятно, достигла Центральной Азии с неолитическими земледельцами из этого региона.
Что касается гаплогруппы R1a1 среди современных узбеков и синьцзянских уйгуров, то в какой степени она происходит от индоевропейских пасторалистов бронзового века и от тюркских и тюркизированных кочевых народов Внутренней Азии, остаётся предметом обсуждения. Гаплогруппы O3, C2 и N, вероятно, были принесены в Трансоксиану различными тюркскими и монгольскими народами.
Тюркоязычные кипчакские волжские татары и огуроязычные чуваши, проживающие в регионе Волга-Урал, характеризуются высокой частотой гаплогрупп R1a1 (20,8-34,1% и 29,5-31,6% соответственно) и N (обе подгруппы N1c1 и N1b) (23,1-28,3% и 27-28% соответственно) согласно некоторым исследованиям.
Гаплогруппы J (15,1 и 15,9% соответственно), I (4-13,2% и 11,4% соответственно) и C (1,6-5,7% и 0-1,3% соответственно) также встречаются среди волжских татар и чувашей (Трофимова и др. 2015:; Тамбец и др. 2004).
Башкиры, ещё один кипчакский тюркоязычный народ региона Волга-Урал, также характеризуются высокой частотой гаплогрупп N1c1 (3-65%) и R1a1 (9-48%). Подгруппы R1b — R1b1a1a1 (R1b-M73) (0-55%) и R1b1a1a2 (R1b-M269) (0-84%), C (0-17%), J (0-8%) и I (0-2%) также входят в генетический состав башкир.
Однако сложно оценить степень вклада тюркских и нетюркских генов в эти группы на основе имеющихся данных. В приведённых выше исследованиях гаплогруппа R1a1 не была классифицирована на подгруппу R1a1a1b1a (R1a-Z282), которая преобладает среди восточных славян, и подгруппу R1a1a1b2 (R1a-Z93), которая распространилась по Евразии в бронзовом веке благодаря индоевропейским (иранским) пасторалистам и встречается среди различных современных тюркских групп.**
Следует также отметить, что гаплогруппа N, обнаруженная среди тюркских народов Волго-Уральского региона и Центральной Азии, имеет «общий сибирский генетический фон финно-угорских и тюркских племён» (Khusnutdinova et al. 2008: 378).
В отличие от тюркских народов Казахстана, Татарстана и Башкортостана, которые говорят на кипчакских тюркских языках, туркмены, азербайджанцы и анатолийские турки говорят на огузских тюркских языках. Туркмены происходят от огузов, кочевого тюркского народа, населявшего степи Аральского и Каспийского морей в IX-X веках н.э.
Основатели Сельджукской и Османской империй принадлежали к этому тюркскому народу. Согласно данным ДНК-тестирования туркмен, проживающих в (Джаузджан) Афганистане и северном Иране, они принадлежат к следующим гаплогруппам: Q (33,8~42,6%), J (14,3~17,6%), R1a1 (14,5~16,2%), L (4~5,8%), G (4~5,7%), N и O (2,9~9,45%), E (4,3~5,4%) и C (0~1,35%) (Grugni et al. 2012: 7, таблица 1; Di Cristofaro et al. 2013: 5–7).
Хотя происхождение гаплогрупп Q, N, C и O можно отнести к Внутренней Азии, сложно определить, в какой степени гаплогруппа R1a1 (R1a-Z93) происходит из этого региона, так как она также встречается у ираноязычных народов, таких как современные иранцы (персы) (4,5~20,3%) (Grugni et al. 2012: 7) и пуштуны (51,2~56,3%) (Di Cristofaro et al. 2013: 5–7; Haber et al. 2012). В любом случае, гаплогруппа Q также доминирует в генофонде туркмен, проживающих в Узбекистане (Каракалпакстане).
Более конкретно, туркмены, главным образом принадлежащие к племени йомудов, демонстрируют следующие гаплогруппы: Q (73%), H (7%), R1b1a1a1 (R1b-M73) (5%), R1a1 (4%), G2 (4%), N (2~4%), J (2~4%) и C2 (1~2%) (Skhalyakho et al. 2016: 88). Следовательно, можно предположить, что гаплогруппа Q является самой распространённой линией среди туркмен.
Наконец, турки Республики Турция, наследственного государства Османской империи, демонстрируют наибольшее разнообразие гаплогрупп, согласно обширному исследованию вариаций Y-хромосомы анатолийских турков. Их основные гаплогруппы — это те, которые часто встречаются на Ближнем Востоке и в Европе (Cinnioğlu et al. 2004: 130): J (33,5%), R1b (15,86%, включая R1b-M73, которая составляет 0,76% от турецкой R1b) (Cinnioğlu et al. 2004: 130), E (11,3%), G (10,9%), R1a1 (6,9%), I (5,3%) и L (4,2%). Гаплогруппа I, а точнее её подгруппа I2 (ранее I1b), наиболее распространена на Балканах и достигает наибольших значений среди хорватов и боснийцев.
Важно отметить, что гаплогруппы N (3,8%), Q (1,9%), C (1,3%) и O (0,2%), которые, вероятно, были привнесены из Центральной и Внутренней Азии, составляют менее 10% от общей численности населения (Cinnioğlu et al. 2004: 135).
Гаплогруппы Y-хромосомы другой огузской тюркской нации — азербайджанцев — во многом схожи с гаплогруппами анатолийских турков: J (31%), G (главным образом G2) (18%) и E (6%) (Nasidze et al. 2003).
То же самое можно сказать о азербайджанцах северо-восточного Ирана: J (27,2%), R1a1 (19,0%), R1b (17,5%), E (11,1%), G2 (8%), T (7,9%), Q (4,8%) и N (1,6%) (Grugni et al. 2012:
В итоге, хотя они и разделяют некоторые гаплогруппы, современные тюркские популяции демонстрируют различные наборы гаплогрупп Y-хромосомы с различными доминирующими гаплогруппами. Наиболее распространённые гаплогруппы среди разных тюркских народов следующие:
- N1c1 среди саха, проживающих в северо-восточной Сибири;
- N (как N1b, так и N1c1), C2, Q и R1a1 среди тувинцев, проживающих в Саянских горах;
- R1a1 и C2 среди южных алтайцев и кыргызов из регионов Алтайских и Тянь-Шаньских гор;
- N и R1a1 среди хакасов из районов реки Енисей;
- R1a1 (главным образом R1a-Z282), N, R1b (главным образом R1b-M269), J и I среди тюркских народов Волго-Уральского региона;
- R1a1, J, O3 и C2 среди синьцзянских уйгуров и узбеков, проживающих в оазисных регионах Центральной Азии;
- C2, O3 и G1 среди казахов, проживающих на степях Внутренней Азии;
- Q, J и R1a1 среди различных групп туркмен;
- J, R1b (R1b-M269), E и G2 среди турков и азербайджанцев, проживающих в Анатолии и Кавказском регионе соответственно.
Такое разнообразие указывает на то, что тюркские народы, проживающие в разных регионах, имеют неоднородное отцовское происхождение и включают лингвистически тюркизированные местные элементы. Это также свидетельствует о том, что тюркизация многих районов Евразии не обязательно сопровождалась массовыми миграциями тюркских народов.
Анализ древней ДНК
Важно отметить, что исследования древней ДНК, извлечённой из человеческих останков, показывают, что ранние и средневековые тюркоязычные народы также имели разнообразные наборы гаплогрупп.
Анализ ДНК останков 62 образцов, обнаруженных на элитном кладбище сюнну в долине Эгин-Гол, показал, что сюнну обладали гаплогруппами N1c1, Q и C (Petkovski 2006: 114, 138–140).
Согласно исследованию ДНК трёх человеческих останков с другого кладбища сюнну в Дуурлиг Нэрс на северо-востоке Монголии, один образец принадлежал к гаплогруппе C, а другой — к гаплогруппе R1a1 (Kim et al. 2010).
Интересно, что китайские генетики, изучавшие ДНК человеческих останков из до-сюннусского и сюннусского периодов, пришли к выводу, что гаплогруппа Q была основной линией сюнну: четыре мужских образца с захоронений периода Восточного Чжоу (770–221 гг. до н.э.) в Пэнъяне, Китай, принадлежали к гаплогруппе Q (Zhao et al. 2010: 218). Однако авторы не утверждают напрямую, что эти образцы принадлежат сюнну.
Ещё одно китайское исследование выявило только гаплогруппу Q среди человеческих останков из Барколя, Синьцзян, Китай. Авторы этого исследования предположили, что сюнну говорили на енисейском языке, так как гаплогруппа Q чаще всего встречается у енисейских народов и коренных американцев (Kang et al. 2013).
Если образцы, изученные китайскими генетиками, действительно принадлежат сюнну, это указывает на то, что гаплогруппы C и Q были наиболее распространёнными патрилинейными линиями сюнну.
Хотя можно предположить, что гаплогруппа R1a1 не была основной линией среди сюнну, она, вероятно, составляла большинство среди кочевников, живших в Алтайских горах в бронзовом веке.
Исследование 14 человеческих образцов, обнаруженных в западной части Алтайских гор Монголии, показало, что кочевники бронзового века в Алтайских горах принадлежали к гаплогруппам R1a1a1b2 (R1a-Z93) (44,45%), субкладу Q1a2a1-L54 (44,45%) и C (11,12%) (Hollard et al. 2014: 201).
Здесь следует отметить, что обсуждаемое генетическое происхождение сюнну и их соседей — алтайских кочевников, которые, вероятно, были включены в конфедерацию сюнну, подтверждает фенотипические характеристики сюнну, описанные в китайских летописях.
Вероятно, что сюнну, обладавшие внешностью, характерной для народов Внутренней Азии, в основном принадлежали к Y-хромосомным гаплогруппам C2, Q и N, в то время как западноевразийской внешностью обладали представители племени цзе, которые, вероятно, принадлежали к гаплогруппе R1a1.
Возможно, если цзе, «отдельная ветвь сюнну», которые основали династию Поздняя Чжао (319–351 гг. н.э.), действительно говорили на енисейском языке, они могли быть носителями гаплогруппы Q и напоминать современных кетов Сибири.
В бронзовом и раннем железном веках регион реки Енисей был населён индоевропейцами. Исследование ДНК 26 древних человеческих образцов из района Красноярска, датируемых серединой второго тысячелетия до н.э. и вплоть до IV века н.э., показывает, что енисейские пастухи в основном принадлежали к гаплогруппе R1a1 (Keyser et al. 2009: 401).
Высокая частота гаплогруппы R1a1 среди современных кыргызов и алтайцев может свидетельствовать о том, что они происходят от енисейских кыргызов. Кроме того, это может объяснить, почему в средневековых китайских летописях кыргызов описывали как обладавших западноевразийской внешностью.
Средневековые саха характеризовались гаплогруппой N1c1, как и их современные потомки. Анализ Y-хромосомы, извлечённой из 58 мумифицированных замороженных тел, датируемых XV–XIX веками, показывает, что гаплогруппа N1c1 составляет 61% среди мужских образцов саха (38% образцов не удалось идентифицировать).
Это указывает на то, что тюркские кочевники, населявшие регион западного Байкала около XV века и ранее, также были носителями гаплогруппы N, возможно, как современные тувинцы.
Если саха действительно происходят от курыканов, племени теле, то можно предположить, что официальные китайские летописи различали енисейских кыргызов и динлинов/теле, потому что они были разными народами, возможно, характеризующимися гаплогруппами R1a1 и N соответственно.
Y-хромосомы Көк Тюроков ещё не были изучены. После распада Второго Тюркского каганата в 745 году н.э. Көк Тюрки были рассеяны, и сложно определить их современных потомков.
Если они действительно происходили от восточных скифов/Саков (Суо) или были связаны с кыргызами, как утверждает Чжоушу (Чжоушу), Ашина (древнетюркская королевская династия, возможно, также связанная с тюрко-еврейским Хазарским каганатом, согласно Питеру Б. Голдену из Ратгерского университета) могли принадлежать к линии R1a1.
Как и у Көк Тюроков, Y-хромосомы теле или древних уйгуров не были исследованы. Однако можно предположить их генетические маркеры на основании данных ДНК-тестов средневековых саха, современных западных югуров, найманов и бурятов. Как уже обсуждалось выше, западные югуры и найманы являются потомками древних уйгуров и характеризуются умеренной или высокой частотой гаплогрупп C2, O3 и Q, а также низкой или отсутствующей частотой гаплогруппы R1a1.
Некоторые историки считают, что буряты (по крайней мере частично) происходят от курыканов, племени теле, как и саха, и характеризуются высокой частотой гаплогрупп C2 (40%) и N (48%) (Харьков и др. 2014: 183). Если западные югуры, найманы, саха и буряты, а также тувинцы являются современными потомками средневековых теле, можно предположить, что теле (или, по крайней мере, теле, проживавшие в Монголии) были носителями гаплогрупп C2, N, O3 и Q, среди прочих.
Митохондриальная ДНК, извлечённая из останков кипчаков (куманов), была исследована венгерскими генетиками. Интересно, что их исследование показало, что кипчаки обладали западноевразийскими митохондриальными линиями ДНК, несмотря на то, что анализ их черепов указывает на то, что кипчаки имели физиономические черты, характерные для народов Внутренней Азии (Bogácsi-Szabó et al. 2005: 642, 658).
Y-хромосомы кипчакских образцов не были протестированы в этом исследовании. Однако можно предположить гаплогруппу Y-хромосомы средневековых кипчаков на основе данных их современных потомков среди казахов. Как уже обсуждалось, кипчакское племя (каракыпшаки), принадлежащее к Среднему жузу казахов, характеризуется высокой частотой R1b1a1a1 (R1b-M73) (Sabitov 2013: 35).
Это может объяснить, почему в Цзычжи Тунцзянь Хоубянь средневековых кипчаков (Цинча 欽察) описывали как обладавших «голубыми глазами и рыжими волосами» (Цзычжи Тунцзянь Хоубянь, глава 141). Также можно предположить, что современными потомками кипчаков являются западные казахи, принадлежащие к Младшему жузу, которые характеризуются высокой частотой субклады C2b1b1 (ранее известной как C3c1). Эта гаплогруппа может объяснить, почему черепа кипчаков, найденные в курганах на востоке Украины, обладают физиономическими чертами, характерными для народов Внутренней Азии (Ошанин 1964: 24, 32).
Основные Y-хромосомные гаплогруппы средневековых туркменов также можно предположить на основе их современных потомков, которые имеют гаплогруппы Q, R1a1, J и N, среди прочих. Наличие гаплогрупп R1a1 и J среди туркмен может объяснить, почему средневековые туркмены, по словам мусульманских писателей, утратили свою первоначальную тюркскую внешность и стали выглядеть как таджики, то есть как оседлые ираноязычные народы. В то же время гаплогруппы Q и N могут объяснить, почему аль-Масуди писал, что огузские тюрки, жившие в Йенги-кенте, имели «косые глаза» и «небольшой рост» (аль-Масуди 1962–: Vol. 1:212).
В заключение, как и современные тюркские народы, сюнну (обладали гаплогруппами C2, Q, N и R1a1), саха (характеризовались гаплогруппой N), енисейские кыргызы (характеризовались гаплогруппой R1a1), теле (имели гаплогруппы C2, N, O3 и Q, среди прочих), туркмены (имели гаплогруппы Q, J, R1a1 и N) и кипчаки (вероятно, имели гаплогруппы R1b1a1a1 (R1b-M73) и C2, среди прочих) обладали различными представительными гаплогруппами и демонстрировали разнообразные наборы гаплогрупп.
Таким образом, вероятно, что ранние и средневековые тюркские народы сами по себе не составляли однородного единства, и некоторые из них, будучи нетюркского происхождения, стали тюркизированными в какой-то момент истории. Соответственно, можно также предположить, что многие современные тюркоязычные народы, которые демонстрируют более разнообразные составы гаплогрупп, не являются прямыми потомками ранних тюркских народов.
В завершение следует помнить, что средневековые китайские историки не разделяли племена Внутренней Азии на тюркоязычные и монголоязычные группы. Аналогично, мусульманские писатели, как правило, рассматривали монголов и другие нетюркские племена Внутренней Азии как ветвь тюрок.
Генетические исследования подтверждают тот факт, что проводить чёткую грань между историческими монголоязычными и тюркоязычными народами нереалистично, поскольку они разделяли такие гаплогруппы, как C2, N, Q, O3 и даже R1a1.
Генетики, которые анализировали ДНК образцов сюнну из некрополя Эгин-Гол и ДНК современных монголов, пришли к выводу, что «влияние последовательных тюркских и монгольских конфедераций на территории современной Монголии было скорее культурным или языковым процессом, а не миграционным и/или генетическим» (Keyser-Tracqui et al. 2006: 279).
Аналогично, сравнительное исследование аутосомной ДНК монголов и цаатанов, тюркского народа, проживающего на севере Монголии, также делает вывод, что эти две группы, наряду с саха, образуют один кластер и генетически отличаются от других мировых популяций (Brissenden et al. 2015: 82).
Наконец, обширное исследование генетического наследия тюркских кочевников по всей Евразии, основанное на анализе аутосомной ДНК, показало, что популяциями-источниками для тюркских кочевников, которые распространили «азиатские гены» среди нетюркских народов, были (предки современных) тувинцев, монголов и бурятов, несмотря на то, что последние две группы являются монголоязычными (Yunusbayev et al. 2015).
Таким образом, следует отметить, что ранние восточные тюркские народы, вероятно, были генетически ближе к своим соседям-монголам, чем к различным более поздним тюркским народам Центральной и Западной Евразии.
Заключение
В данной статье мы провели сравнительный анализ текстовой информации, представленной в китайских исторических источниках, и данных генетических исследований о происхождении, идентичности и внешности ранних и средневековых тюркских народов.
Как обсуждалось выше, официальные китайские хроники не рассматривают тюркские народы, такие как теле/уйгуры, Көк Тюрки (Туюе) и кыргызы, как единое целое под названием «тюрки». Вместо этого они описывают их как формирующие отдельные идентичности.
Китайские летописи также описывают тюркоязычные народы с характерной восточной/внутриазиатской внешностью, а иногда и с западноевразийской внешностью. Исследования ДНК подтверждают такое описание тюркских народов.
Хотя изучено недостаточное количество образцов древней ДНК, из имеющихся данных можно сделать вывод, что ранние и средневековые тюркские народы обладали различными наборами Y-хромосомных гаплогрупп с разными доминирующими гаплогруппами, некоторые из которых были западноевразийского происхождения.
Это означает, что различные тюркские народы не имели общего патрилинейного происхождения или единой внешности. Примечательно, что сами сюнну, были ли они тюркоязычными или нет, представляли собой гибридный народ, включавший носителей как восточных и внутреннеевразийских гаплогрупп C2, N и Q, так и западноевразийской гаплогруппы R1a1.
Анализ данных генетических исследований тюркских народов также позволяет нам предположить возможное место прародины тюрок. Мы предполагаем, что это была географическая область, где могли смешиваться носители гаплогрупп C2, N, Q и R1a1, поскольку эти гаплогруппы встречаются у различных древних и современных тюркских народов Восточной Внутренней Азии и у сюнну.
Считается, что ранние тюркские народы, вероятно, контактировали с индоевропейскими, уральскими, енисейскими и монгольскими группами в период их формирования (Golden 2006: 139).
Будучи не лингвистами, мы не можем обсуждать происхождение тюркских языков. Однако, основываясь на результатах исследований ДНК, мы склонны считать, что некоторые сходства между тюркскими языками и монгольскими, тунгусскими и уральскими языками, по крайней мере частично, связаны с гаплогруппами C2 и N, среди прочих.
Более конкретно, мы предполагаем, что тюркские языки возникли в результате слияния уральских групп (характеризующихся высокой частотой субкладов гаплогруппы N) и протомонгольских групп (характеризующихся высокой частотой гаплогруппы C2), которые также слились с другими языковыми группами, включая носителей енисейских языков (характеризующихся высокой частотой гаплогруппы Q, как у кетов) и индоевропейскими носителями (характеризующимися высокой частотой гаплогруппы R1a1).
Наилучшим кандидатом на прародину тюрок можно считать северную и западную Монголию и Туву, где все эти гаплогруппы могли смешиваться, а не восточную и южную Монголию или регионы реки Енисей и Алтайских гор в России.
Наконец, мы предполагаем, что тюркизация Центральной и Западной Евразии была результатом множественных процессов языковой диффузии, в которых участвовали не только изначально тюркоязычные группы, но и тюркизированные (индоевропейские) группы.
То есть, самые ранние тюркские группы сначала тюркизировали некоторые нетюркские группы, проживавшие в Монголии и за её пределами. Затем как тюркские, так и «тюркизированные» группы тюркизировали нетюркские племена (в основном носителей гаплогруппы R1a1), проживавшие на казахских степях и за их пределами.
В результате множественных процессов, включая монгольское завоевание, представители расширенной тюркской общности распространили тюркские языки по всей Евразии. Они тюркизировали различные нетюркские народы Центральной и Западной Евразии, включая тех, кто проживал в оазисах Центральной Азии (носителей гаплогрупп R1a1 и J, среди прочих).
Важно отметить, что туркмены, которые сами состояли как из первоначальных тюркских элементов, так и из тюркизированных (носителей гаплогрупп Q, J, R1a1 и N, среди прочих), достигли Анатолии и тюркизировали местные популяции, носившие гаплогруппы J, R1b, G, E, R1a1 и T, среди прочих, которые теперь стали «турками».
— Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада
Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов»
Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада
Ссылка на статью и академические источники:
コメント