top of page
Writer's pictureKyrgyz American Foundation

«Этногенные сказания тюрок», Питер Б. Голден, Профессор-эмеритус истории, тюркских и ближневосточных исследований, Ратгерский университет

Updated: 1 day ago


«Эта статья представляет собой обзор мифов о происхождении, зафиксированных в китайских династийных и других исторических трудах, написанных в эпоху тюрок (552–ок. 744 гг.), а также в последующих официальных хрониках (например, «Чжоушу», «Суйшу», «Бэйши», «Цзю Таншу» и «Синь Таншу»), исторических справочниках («Тундянь») и исторических сборниках (например, «Юоян цзацзу» [и «Тайпин гуанцзи»], а также в новейших переводах и исследованиях этих текстов). Включено также обсуждение тибетского «отчета» уйгурского происхождения о «северных народах».


Статья сосредотачивается на группе Ашина-тюрок, которые стали основателями и правящей династией Тюркского каганата. Формирование Ашина-тюрок происходило на обширной территории, охватывающей пограничные районы Китая — такие как Ганьсу и Синьцзян, а также Монголию и Южную Сибирь.


Ашина-тюрки представляли собой «смешанный» народ с различными этно-лингвистическими связями. В большинстве мифов о происхождении фигурирует волк как предок.


В начале 540-х годов народ, носивший имя тюрков, впервые появился у китайских границ, стремясь получить шелковые изделия. Тайцзу (534–556 гг.), император Северной Чжоу и фактический правитель во время правления императора Западной Вэй, Вэнь-ди (535–551 гг.), отправил к ним посольство в 545 году, которое возглавлял согдиец Ан Нопанто (Накбанда).


Сообщение о посольстве и о взаимном ответном посольстве тюрок, отправленном в 546 году, предваряется легендой о происхождении тюрок. Эта и несколько других легенд о происхождении изложены в китайских источниках и одном тибетском. Они размещают Ашина-тюрок в различных районах к северу от китайских границ. Кто же были Ашина-тюрки, и откуда они пришли?


Тюркская империя и распространение этнонима «тюрк»

Ашина, правящая династия тюрок, создала союз 30 племен, известный как тюркский боδун («тюркский народ»), упоминаемый в тюркских и уйгурских надписях. В 552 году они основали каганат (империю) в Монголии, успешно свергнув своих правителей-жужаней/аваров и быстро расширив свои владения по всей Евразии, завоевав земли от границ Маньчжурии до Понтийских степей и Крыма.


Несмотря на сохранение номинального единства, каганат разделился на восточную и западную части примерно в 580–611 гг., которыми Ашина правили коллективно, при этом восточные каганы Ашина занимали более высокое положение. Последние, ослабленные природными бедствиями и военными неудачами, пали под натиском Китая династии Тан в 630 году.


Западные каганы сдались в 657/659 гг. Восточный каганат возродился в 682 году и снова взял под контроль западный каганат. Тем не менее внутренние раздоры продолжались, и восточная держава Ашина-тюрок пала под ударами подвластных им басмылов (также управляемых правителями Ашина), которые, в свою очередь, были свергнуты своими союзниками — уйгурами, при поддержке карлуков и огузов в ходе череды восстаний в 742–743 гг.


Тюрк относится только к одноимённым основателям и правителям Первого и Второго тюркских каганатов. Турк обозначает носителей тюркских языков. Сообщение взято из «Чжоушу», 50.908 (Лю, «Китайские сообщения», т. 1: 6–7, т. 2: 490, прим. 21; де ла Вайсьер, «История»: 184–185).


Тюрк или Тюрюк/Тюрюк (Юсер, «Кёктюрк и Отюкен Уйгур»: 168–171, 293; Пуллибланк, «Китайское название»: 124–125; Дивитиоглу, «Тюркская империя Средней Азии»: 21–22; Каферсоглу, «Общая история тюрков»: 18–21; Айдын, «Надписи уйгурского каганата»: 153; Ольмез, «Орхон-Уйгур»: 78–79 и далее). Тюркю, предложенное Клаусоном («Тюрки и волки»: 4 и далее), не получило широкого признания).


Ашина 阿史那 EMC*a ši’ na’, LMC aʂŗ ́na’ (Пуллибланк, Лексикон: 23, 283, 221) < хотанский сака âşşeina-âššena «синий» (Бейли, Словарь хотанского сака: 26–27) = тюрк. kök, «синий», как утверждает Кляшторный («Королевский род»: 445–48). Этвуд («Некоторые ранние»: 68–78) связывает Ашина с тохарским Arši «святой человек» (ср. санскрит rşi, ONW: a-şə-na, см. Коблин, Компендиум: 124–25 [0016], 240–41 [0382], 121 [0005]).


Беквит, «Произношение»: 39–46; тох. А: *ārśilāś «благородные короли» > древнетюрк. aršilaš, «эпитет или титул», который китайцы «неправильно поняли» как «фамилию» или «название клана» (согласно Беквиту, это эквивалент ’Aρσίλας — «старший» или «главный правитель тюрок», упоминаемый Менандром, История: 172/173, 276, прим. 222).


Голова последнего восточного Ашина-тюркского правителя, Озмыш-кагана, была отправлена в династию Тан. Карлуки, бежавшие в 745 году от своих бывших союзников — уйгурских каганов, свергли ослабевающий западный каганат в 766 году.


Уйгурский каганат (744–840), контролировавший большую часть прежней территории Восточного Тюркского каганата, возвел, как и его предшественники, серию стел с надписями на тюркском руническом письме, составленными в конце 740-х — конце 750-х годов.


Эти стелы провозглашали уйгуров новыми или восстановленными хозяевами Тюркской кочевой империи, претендуя на статус каганов, который предшествовал статусу Ашина-тюрок. Они намекали, что их правление было настоящей реставрацией империи.


Китайские источники использовали 突厥 Tujue («тюрки») не как общий этноним для всех тюркоязычных групп, а только для обозначения собственно тюрок. В китайских источниках только два «государства-преемника» сохранили этноним тюрк/тужуе: хазары (ок. 630-х/650–965/969 гг.) в западных евразийских степях, чья королевская династия, вероятно, происходила от Ашина («Тюрк-хазары» 突厥可薩 Tujue Kesa, 突厥曷薩 Tujue Hesa в танских летописях), и «Шато-тюрки» 沙陀突厥 (Shatuo Tujue, с VII по X век), которые периодически участвовали в китайских делах. Также упоминаются Мума-тюрки (木馬突厥 «тюрки на деревянных лошадях» — ссылка на раздел, касающийся кыргызов, в котором говорится о тюрках, использующих лыжи) и Нюти-тюрки (牛蹄突厥 «тюрки с копытами быков»).


Байфу (白服 «в белой одежде») и Хуантоу (黃頭 «с желтыми головами») Тужуе также упоминаются, но их этно-племенные связи неясны. В некоторых случаях «тюрк» стал политонимом, охватывающим подвластные народы, не все из которых принимали это название добровольно.


Когда тюркская политическая мощь рухнула, старые этнонимы снова вошли в употребление. Уйгуры и другие народы позднее использовали имя «тюрк» для обозначения тюркского литературного койне (тюркчэ).


Непрерывность определенных форм управления и титулатуры у народов, происходивших от Тюркского каганата, может указывать на осознание ими своих «тюркских» политических корней. Со временем, однако, в результате миграций из «священных» земель тюрок в Монголии и под влиянием новых религий (особенно ислама) появились новые генеалогические предания.


Термин «тюрк» стал широко использоваться мусульманскими, византийскими и другими авторами как общий термин для обозначения преимущественно тюркоязычных кочевников Центральной Евразии, с которыми они все чаще вступали в контакт.


Тюркский мир становится более заметным после краха государства хунну (к середине II века н.э.). Хотя этно-лингвистическая принадлежность хунну остается неопределенной, очевидно, что среди их подданных были тюркоязычные народы.


Часто не имевшие государства, кланы и племена этого кочевого мира в процессе взаимодействия со своими «имперскими» соседями трансформировались в более эффективные военные образования, возглавляемые правящим кланом или племенем.


Научные исследования разделились во мнениях относительно того, была ли их политическая структура моноцентричной, происходящей от одной крупной конфедерации, называемой «Огур» (западнотюркский) ~ «Огуз» (восточнотюркский), или полицентричной, то есть имела ли она несколько источников.


Легенды о происхождении тюрок

С этими вступительными замечаниями мы можем перейти к этногонным сообщениям о тюрках. Самих тюркских записей дошло до нас немного. Они начали оставлять исторические записи в виде стел с согдийскими надписями во время Первого Тюркского каганата. Эти записи сохранились только в виде фрагментов.


Тексты на тюркском языке, касающиеся исторических событий, появляются в начале VIII века во времена Второго Тюркского каганата. В рунических надписях, посвященных Кюль-тегину и Бильге-кагану, содержится лишь формальная формулировка космических и человеческих начал:


«Когда было создано синее небо наверху и коричневая земля внизу, между ними был создан человек, и мои предки, Бумын-каган и Иштеми/Истеми-каган, сев на трон как правители человечества, организовали и упорядочили тюркское государство и законы».


Легенды о происхождении тюрок, которые можно разделить на «Легенду о волке I», «Легенду о волке II», «Легенду о Шемо/Жама» и «Исторический отчет», были записаны в китайских династийных хрониках и исторических сборниках, основанных на одних и тех же источниках или скопированных с них, а затем повторены в более поздних сборниках исторических преданий. Кроме того, существует «Легенда о собаке», которая упоминается в тибетско-уйгурских источниках.


Легенда о волке I

Самая ранняя версия «Легенды о волке I» была записана в «Чжоушу» (50.907–08), написанном в период, когда Китай находился в частом и прямом контакте с тюрками. Она практически идентична рассказу в «Бэйши» (99.3285), где содержатся дополнительные комментарии.


Предполагается, что раздел о тюрках в «Чжоушу» был утерян и заменен рассказом из «Бэйши», и, возможно, оба произведения опираются на более ранние, ныне утраченные источники. Ни один из них не является оригинальным. «Суйшу» (84.1863), составленное практически одновременно с «Чжоушу», содержит почти идентичную версию, взятую из последнего или из тех же источников.


Поздние версии встречаются в «Тундянь» (197.5401–02) и значительно сокращены в «Цэфуюаньгуй» (958, 112251b–52a) — снова на основе тех же источников. «Легенду о происхождении», с ее небольшими вариациями в вышеупомянутых источниках, следует рассматривать как единый рассказ, к которому авторы добавляли или из которого убирали отдельные элементы:


Предки тюрок жили на правом берегу Западного моря. Тюрки — это отдельное племя хунну. Их фамилия — Ашина. Они образовали племя, независимое от хунну, но позже подверглись нападению соседнего государства, и все были убиты, за исключением десятилетнего мальчика.


Когда солдаты врага увидели, что он так молод, они не захотели его убивать и вместо этого отрубили ему ноги и бросили в заросшее травой болото. Там была волчица, которая кормила мальчика мясом.


Он вырос и вступил в связь с волчицей, которая забеременела. Когда царь соседнего государства узнал, что юноша еще жив, он снова послал людей, чтобы убить его. Когда они увидели волчицу рядом с юношей, они решили убить и ее. Волчица сбежала на север в горы, на территорию государства Гаочан (Турфан).


В этих горах была пещера, в которой находилась широкая долина с обильной травой. Долина простиралась на сотни ли и была окружена горами. Волчица спряталась в этих горах.  Там она родила десять сыновей. Когда они выросли, они вышли из пещеры и женились на женщинах из внешнего мира. У них родилось много детей.


Каждый из этих потомков взял себе фамилию, и один из них взял имя Ашина. Их дети и внуки увеличивались в числе, пока не насчитывали несколько сотен семей. Через несколько поколений они стали подданными Жужанского каганата. Во времена Великого Ябгу их роды стали сильнее.


Они поселились на южных склонах гор Джиншань (Алтай) и работали кузнецами для жужаней. Поскольку горы Джиншань имели форму шлема (兜鍪 doumou), а шлем назывался «тюрк» (tujue), они назвали себя тюрками (Tujue).


«Чжоушу», после обсуждения обычаев тюрок, титулов и государственных должностей, добавляет, что тюрки «помещают на вершины своих знамен золотую голову волка». Также императорская гвардия правителя называлась Фули, что переводится на китайский как «волк».


Тюрки происходят от волчицы и не хотят забывать о своих корнях. «Легенду о волке I» дополняет еще один рассказ в «Чжоушу» (50.908), «Бэйши» (99.3286), «Тундянь» (197.5402) и «Цэфуюаньгуй» (956.11252a).


Легенда о волке II

Другие традиции гласят, что предки тюрок происходили из государства Суо, расположенного к северу от хунну: Вождем племени был Абангбу, у которого было семнадцать (в «Бэйши» — семьдесят) братьев. Одного из них звали Ичжи Нишиду, он был рожден от волчицы.


Абангбу и его братья были глупыми и медлительными (愚癡 yu chi), и в конце концов их государство было уничтожено (другими). Однако Ичжи Нишиду был наделен духовной силой (обладал сверхъестественными способностями), и благодаря этому мог вызывать ветер и дождь. Он женился на двух женщинах. Одна была дочерью бога Лета, а другая — дочерью бога Зимы.


Одна из них родила четырех сыновей. Один сын превратился в белого лебедя. Другой сын основал государство между реками Афу и Цзян. Это государство называлось Цигу (Кыргыз). Третий сын правил на реке Чужэ. Четвертый брат жил на горе Цзянси Чужэши.


Он был старшим из четырех сыновей. На этой горе также жили другие ветви племени Абангбу. Там часто было очень холодно и сыро, и старший сын давал огонь, чтобы согреть остальных, и благодаря этому они выжили.


Таким образом, они были спасены, и они выбрали старшего сына своим вождем и дали ему имя Туюй. Он был Недулиу-шадом. У него было десять жен, и каждый из его сыновей принял фамилию (族 zu) своей матери в качестве своей фамилии (姓 xing).


Ашина был сыном его наложницы (小妻 xiao qi, букв. «младшей жены»). После смерти Недулиу они решили избрать одного из сыновей десяти матерей в качестве преемника.


Они собрались под большим деревом и договорились, что вождем станет тот, кто прыгнет выше всех. Сын, рожденный от Ашины, был самым младшим, но прыгнул выше всех. Таким образом, остальные сыновья избрали его своим вождем (主 zhu, «господин, правитель»). Его звали Асянь-шад.


Суо 索 (древнекитайский: sâk, позднекитайский: sak, среднекитайский: sâk) (Шюсслер, "Minimal": 72 [2-33a]); EMC, LMC: sak (Пуллибланк, "Lexicon": 298); sak, sak, sag (Коблин, "Compendium": 383[0881]). Хармата в работе «A türkök eredetmondája» (стр. 391) отождествил Суо с этнонимом Сака и отметил связь с Сай 塞 эпохи Хань (древнекитайский: sək(h), позднекитайский: sək, səC) (Шюсслер, "Minimal": 111 [5-28a]), однако считал эти термины обозначениями двух разных группировок саков. Беквит в "Empires" (стр. 405, прим. 53) также утверждает, что Суо означает Сака, и ссылается на Менандра, "История" (стр. 116/117): «тюрки, ранее называвшиеся саками» (ὅτι των Τούρκων τῶν Σακῶν καλούμενων), как доказательство связи саков с тюрками.


契骨 EMC: khejh kwət / khit kwət LMC: khjiaj̀ kut; khit kut (Пуллибланк, "Lexicon": 248 111); MC khejH kwot (Кролл, "Dictionary": 140) = Кыркыр (Кыргыз > современный турк. Кыргыз). Синор в работе «Legendary Origin» (стр. 228–229) ссылается на "Юоян цзацзу", где говорится, что кыргызы «не принадлежат к волчьей расе». Напротив, легенды о происхождении кыргызов гласят, что они произошли от союза духа и коровы и жили в пещере на севере гор Көгмөн (см. также Эгел, «Тюркская мифология», том 1: 21–22).


В надписях Орхона упоминается, что кыргызы имели кагана (BQ, E, 20 N, 26-28, KT, E, 25, N, 13; Берта, «Szavaimat»: 155, 161, 164–165, 185). Эберхард в работе «Культура и поселение» (стр. 46) также сообщает, что они жили вместе с 丁靈 Динлин (позднекитайский: teŋ leŋ < têŋ-rêŋ) > 狄歷 Dili (EMC: dejk-lejk) / 特勒 Tele (EMC: dək lək) / 勑勒 Chile (EMC: trhik lək) / 直勒 Zhile (EMC: drik-lək) > 鐵勒 Tiele (EMC: thet-lək) = tägräg.


Союз Теле включал Токуз-Огуз, среди которых уйгуры занимали главенствующую роль (Эркоч, «Türk Mitlerindeki»: 63, прим. 34; Пуллибланк, «High Carts»: 22). Термин Теле, возможно, был тюркским или парамонгольским термином для обозначения «повозки» (Кляшторный, «Рунические памятники»: 162–163), что означало «народ повозок», относящийся к огузам.


Теле также назывались 高車 Gaoche («высокие повозки») (Пуллибланк, «The High Carts»: 22), что указывает на семантическую связь с *tägräg. В некоторых более поздних сказаниях корова из кыргызского мифа о происхождении заменена красной собакой.


Этот рассказ отличается от другого (в «Чжоушу»), но оба согласны в том, что тюцзюэ (тюрки) произошли от волчицы. Потомком (внуком) Асянь-шада был Тумен (то есть Бумын, первый каган тюрок). («Синь Таншу» 215, 2b: предком западных тюрок был Туву, внук Недулу.


Его называли Великим Ябгу. Тумен (Бумын) был старшим сыном Туву и внуком Недулу.) Когда племя Тумена окрепло, они подошли к границе, чтобы торговать шелковыми тканями.


Исторический отчет

«Исторический отчет» предшествует «Легенде о волке I» в «Суйшу» (84.1863). Он повторяется в «Бэйши» (99.3285), «Тундянь» (197.5401) (159), «Цэфуюаньгуй» (956.11251b) и «Цзычжи тунцзянь» (159.4926).


Кляшторный в «Рунических памятниках» (стр. 199–200) рассматривает эту «генеалогическую легенду» как содержащую элементы стадий этногенеза кыргызов, кипчаков (белый лебедь) и Теле (Огуз), что, по его мнению, подтверждается археологическими находками в зоне Саян-Алтая с III по V века.


Претензии на высокие титулы Шада и Ябгу, указывающие на связь с домом Жужанского каганата, вероятно, являются вымыслом, придуманным Ашина-тюрками после того, как они захватили каганат.


Восстание Бумына в 552 году было вызвано пренебрежительным отказом кагана Жужан в его просьбе о невесте-принцессе из рода жужаней («Лю, Китайские известия», том 1: 7), назвав его 我鍛奴 «моим кузнечным рабом».


Предки тюцзюэ были смешанными ху из Пинляна. Их фамилия была Ашина. Когда император Тайу (р. 424–452) Северной/Поздней Вэй уничтожил правителя Мудзианя из государства хунну Северная Лян (397–439) в коридоре Ганьсу, возглавляемого кланом Цзюйцюй, Ашина с 500 семьями бежали к Жужаням.


Они жили поколениями в горах Джиншань (Алтай), где работали изготовителями железных орудий. Поскольку Джиншань напоминали шлем, а шлем называли «тюцзюэ» (тюрк), они назвали себя этим именем. По другой легенде, их предки правили за Западным морем...


Этот отрывок подытоживает завершающий этап предыстории Ашина. После падения династии Хань в 220 году в Северный Китай проникли хунну, сяньби и другие племена, которые создавали кратковременные государства (так называемые «Шестнадцать государств», 304–429).


Предки Ашина, группа хунну, прибыли в Ганьсу после 265 года. Здесь они ассимилировали местные элементы, став «смешанными ху» из Пинляна, будущими Ашина-тюрками.


Ашина, вместе с принцами Северной Лян, Ухуэем (ум. 444) и Аньчжоу (ум. 460), бежали в Гаочан, который попал под власть Жужан в 460 году. Ашина были переселены на Алтай, вероятно, около 439 года и, безусловно, до 487 или 492 года — эти даты также предлагались различными исследователями.


Мотив волка

В орхонских надписях Ашина-тюркские каганы неоднократно провозглашали своё небесное право на правление, обращаясь к своим непокорным подданным и недавно покорённым народам. Легенда о мистической волчице-прародительнице имела духовно-идеологическое значение для многих северных подданных.


В этих легендах подразумевается связь с шаманскими традициями, что проявляется в ритуале церемониального удушения кагана при его инвеституре, который позволял ему войти в контакт с потусторонними силами и предсказать длительность своего правления.


Легенды о волке I и II содержат важную общую тему, выходящую за рамки мифа о волчьем происхождении: Ашина — один из 10 братьев. В действительности, Ашина были ведущим кланом среди 10 кланов (или племён), которые составляли внутреннее ядро тюркского союза.


Десятичная система социально-военной организации, хорошо известная в Евразии, вероятно, существовала в предгосударственном объединении Ашина-тюрок. Мотив волка был изображён на стеле Бугут, где ребёнок изображён под брюхом волчицы.


Усунь и уйгуры также имели свои вариации мифа о волке. Усунь (с II века до н. э. до начала VI века н. э.) впервые упоминаются как соседи юэчжей в регионе Цилянь-Дуньхуан и к западу от хунну. Оба народа были вытеснены на запад хунну во II веке до н. э. Их этно-лингвистическая принадлежность — индоевропейская (возможно, индо-иранская или тохарская) — до сих пор остаётся спорной.


У усуней есть легенда, в которой Куньмо/Куньми, осиротевший наследник их побеждённого племенного вождя Наньдоумя (нанёсшего поражение хунну), был вскормлен волчицей (или волками) и воронами в степи.


Сходство между легендами усуней и тюрок о волках, а также предполагаемая связь между Ашина и *Ашвином навевают мысли о возможной связи между этими мифами, хотя это далеко не доказано. Интересно, что в легенде об Ашина происхождение от волка является материнским. В то время как союз Гаочэ (Динлин/Дили/Теле) ~ Токуз-Огуз (позже возглавляемый уйгурами) утверждал происхождение от волка мужского пола.


В «Вэйшу» (103.2307) и «Бэйши» (98.3270) говорится, что они были плодом союза дочери шаньюя хунну и волка. Как и тюрки, уйгуры также имели знамена с волчьей головой.


Тем не менее уйгуры (и союз Теле) рассматривались как отличные от Ашина-тюрок, хотя у них были общие «хуннские» корни. Вражда между Ашина-тюрками и уйгурами началась до возникновения тюркского государства.


Тема волка — древняя и широко распространённая по всей Евразии, от Рима до Внутренней Азии. Вопрос о том, пришла ли она к Ашина от соседних «скифских» народов или была частью древнеперсидского наследия, остаётся открытым.


«Волчьи люди» играли важную роль в войнских культах и легендах о происхождении многих индоевропейских народов.


У тюрок (а позже и у монголов Чингисидов) волк почитался как предок, тогда как в других мифах (например, римских или сасанидских) он выступает как «божественный кормилец». Мотив волка и мотив пещеры, независимо от их происхождения, играли важную роль в символике тюрок.


«Священные пещеры» считались проходом в «подземный мир», аналогичный ранее упомянутому. Эти представления были хорошо известны в сибирском шаманизме.


В «Тайпин Гуаньцзи» (292.128) и «Синь Таншу» (6139) упоминается человек с волчьей головой, который появляется как «гость» (или странник), ищущий лидера союза Сюяньто (который временно возглавил государство после падения [630] Первого Тюркского каганата на востоке).


Этот гость с волчьей головой был накормлен своим хозяином Сюяньто, а затем ушёл. Сюяньто последовали за этим странным существом до Отюкена.


Там они встретили двух мужчин, которые испугали их и сказали: «Мы сверхъестественные (神 shen) существа. Сюяньто будут уничтожены. Мы пришли, чтобы забрать голову вашего вождя».


Гардизи в своём разделе о тюркских народах рассказывает легенду, что редкость волос на лицах тюрков и их «собачья натура» объясняются тем, что в детстве прародитель тюрков, Иафет, пил волчье молоко (вместе с муравьиными яйцами), когда он болел.


Упоминание волчьего молока, вероятно, связано с легендой об Ашина. Аль-Бируни (973–1048) в своих комментариях о происхождении династии Туркишахи Кабула упоминает, что они происходили от тюрков, и первый из их царей, «Бурха Тегин» (или Бараха Тегин), вошёл в пещеру в Кабуле, а несколько дней спустя вышел, «как будто родился из чрева матери», одетый в тюркскую одежду.


Он был назначен царём с титулом «Шах Кабула». Кляшторный связывает Бараха с тюркским словом «Барак», что означает «длинношерстная собака», которая, возможно, была табуированным именем для волчьего предка. Важность пещеры также отмечается в легенде об Ашина.


Волк продолжал оставаться мощным символом в религиозных верованиях кипчаков до их обращения в ислам в эпоху Чингисидов.


Остатки этого символа сохранились у карачаево-балкарцев Северного Кавказа. В юго-западных (огузских) тюркских языках слово «бёри» регулярно заменяется на османское «кюрт/курт», азербайджанское «гурд» и туркменское «гурт» — слово, которое изначально (и до сих пор) означает «червь» в других тюркских языках (включая огузские).


«Бёри» было, вероятно, табуировано в огузских языках, поскольку оно обозначало магический, священный тотем/предка, но в других тюркских языках это слово сохранилось. Полного объяснения этому явлению пока нет.


Интересно, что в версии «Огузнаме», записанной уйгурским письмом и составленной на старом огузско-карлукском тюркском языке примерно в XIV веке, Огуз хан, эпонимный основатель огузских народов, который давал имена другим тюркским народам, провозгласил, что «кёк бёри» («синий волк») станет боевым кличем (ураном) его народа.


Легенда о Шемо (Жама) и олене

Легенда о Шемо (Жама) записана в «Юоян цзацзу» (4.44-45) и «Тайпин гуанцзи» (480.3957).


Предок тюцзюэ носил имя Шемо, бог *Шарского моря. Это море находилось к западу от пещеры племени Ашиде. Шемо обладал божественной силой. Каждый день на закате дочь бога моря садилась на белого оленя и встречалась с Шемо.


Она отправлялась вместе с ним в море, а на следующий день выходила из моря и провожала его. Это продолжалось много лет. Позже, перед большой охотой, в полночь дочь бога моря сказала Шемо:


«Завтра, когда ты отправишься на охоту, из пещеры, где родились твои предки, выйдет белый олень с золотыми рогами, и он постарается убежать. Если ты попадёшь в него стрелой, мы сможем продолжить наши отношения. Если промахнёшься, мы расстанемся навсегда».


На следующий день, когда Шемо окружил пещеру, откуда вышли его предки, у входа появился белый олень с золотыми рогами. Шемо отправил своих людей по обе стороны, чтобы окружить пещеру, и когда олень попытался выскочить, один из его людей попал в него стрелой.


Шемо был в ярости и собственноручно убил вождя А'эра. Он поклялся: «Теперь мы будем приносить человеческие жертвы Небу (Тянь)». Большинство жертв будет происходить из племени А'эра. После этого они стали убивать и приносить в жертву сыновей и внуков этого племени Небу.


До сегодняшнего дня тюрки (тюцзюэ) продолжают приносить человеческие жертвы согласно этой традиции перед знаменем (n% du/dao), и это знамя используется группой.

После убийства А'эра, вечером к Шемо вернулась дочь бога моря, но сказала:


«Ты убил человека своими руками, и от тебя исходит запах грязной крови. У нас больше нет общего будущего», после чего разорвала их отношения.


Тибетский миф о собаке

Рукопись Pelliot Tibétain 1283 рассказывает о миссии пяти уйгурских послов во Внутреннюю Азию к тюркам. В этой рукописи приводится версия легенды, которая, по-видимому, пересекается с Легендой о волке.


Рассказ обрывается фрагментами другой легенды о «диких тюрках», которая слишком неполна для понимания. Этот отчёт обсуждался многими учёными и до сих пор вызывает множество вопросов.


К северу от них, за большой цепью гор песчаных пустынь (л. 69), находятся два племени, подчиняющихся небесному царю. Во времена мирного правления Жама-кагана, царя племени 'Буг-Чор, когда [он] повёл армию в этом направлении, армия не смогла пройти, и (л. 71) двое людей отправились на разведку.


Они наткнулись на следы верблюдицы, которые привели их к чистому источнику воды, недалеко от стада верблюдиц (л.73). Там они встретили женщину, которая говорила на тюркском языке, и она проводила их в укрытие.


Стая собак (л. 75), которая преследовала дичь, вернулась, и собаки почуяли их запах. Люди поклонились собакам. Затем собаки нагрузили на десять верблюдиц все необходимое, включая воду для пересечения песчаной пустыни (л. 77), и отправили их обратно, после чего они вернулись в страну тюрок.


Первая собака спустилась с небес. Она разделилась на двух — красную собаку и чёрную собаку. Они нашли волчицу и спарились с ней, но она не подошла для рождения потомства. Тогда они похитили девушку из тюркского рода и объединились с ней.


Мальчики рождались в облике собак.

Девочки (л. 81) рождались людьми и становились чистыми женщинами. Племя красной собаки называлось Ge zir gu shu, а племя чёрной собаки — Ga ra gu shu.

Собаки и женщины говорили на тюркском. Женщины собирали богатство и еду, такие как скот, и распоряжались им. О мужчинах ничего не упоминалось.


Выводы

В легендах о происхождении тюрок нет прямых указаний на то, что Ашина-тюрки обязательно были кочевым народом. Упоминания о ху и предках хунну могут интерпретироваться по-разному. К этому времени термин «ху» обозначал не только «северных степных кочевников», но и другие группы, в частности, центральноазиатских иранцев, особенно согдийскую торговую диаспору.


Хунну, будучи преимущественно кочевниками, также занимались «мелкомасштабным земледелием» и контролировали подданные аграрные народы. Кочевники в Центральной Евразии и на Ближнем Востоке часто двигались по гибкой шкале — от «чистых кочевников» (которые встречались довольно редко) до оседлых земледельцев с сильной пасторальной составляющей.


Экономические стратегии были гибкими. Культура тюрок имперского периода была «сложной», хотя доминировало пасторальное хозяйство. Темы «заключения и выхода», которые встречаются в легендах о происхождении, были частью сложной сети мотивов, где «гора, дерево, пещера, вода и женский дух» играли важную роль.


Тема пещеры и родовой пещеры встречается как в легендах, так и в исторических рассказах. Следует подчеркнуть, что легенды о волчице сосредоточены на Ашина, а не на других тюркских народах, у которых есть свои собственные легенды о происхождении (с волчьими и неволчьими мотивами). Ашиде/*Аштаки упоминаются косвенно в тибетской легенде о собаке.


Как отметил Синор, эти рассказы представляют собой различные традиции, хотя они имеют больше точек пересечения, чем он полагал. Тем не менее можно согласиться с его выводом о «смешанном этническом характере тюрок», включавшем и нетюркские элементы.


Восточная ориентация тюрок (что нетипично для тюркских народов) и их необычная числовая система, по мнению Синора, подчёркивают их нетюркское происхождение.


Некоторые ДНК-тесты указывают на иранские корни Ашина и Ашиде, что подчеркивает тот факт, что тюрки в целом «состояли из разнородных и соматически различных популяций."


Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов»


Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада


Географически легенды охватывают регионы Внутренней Монголии, Ганьсу, Синьцзяна, зону Енисея и Алтая — регионы, где проживали тюркские, индоевропейские (иранские [саки] и тохарские), енисейские, уральские и другие народы. Элементы усуней, как и большинство политий степи этнолингвистически смешанного характера, могли играть субстратную роль.


История тюркских народов и их языков отмечена текучестью и миграциями. Языки часто распространялись группами, которые сами по себе были этнически смешанными, но приняли этноним и язык одного из своих компонентов.


Тюркский язык, ставший имперским со времён Тюркского каганата, распространился по Евразии и Ближнему Востоку, поглощая новые элементы по мере распространения. В результате их мобильности этногенетические процессы были динамичными и происходили в разных регионах.


Попытки локализовать прародину тюрок варьировались от северокаспийской степной зоны до южной Сибири и Монголии, где тюрки контактировали с индоевропейскими, уральскими, енисейскими и другими палео-сибирскими языками.


Поскольку другие «алтайские»/трансевразийские языки (независимо от их конечных связей — генетических, смешанных или совершенно несвязанных) были локализованы в Маньчжурии, прародину тюрок можно расположить на её западной границе — в Монголии, Южной Сибири, наиболее вероятно в этнолингвистически сложных регионах Саяно-Алтая и Синьгана.


Этот аргумент подкрепляется лексикой, связанной с природными условиями, флорой и фауной в тюркских языках. Легенды о происхождении тюрок упоминают их нахождение на разных этапах в предполагаемой прародине тюрок, а также в районах Ганьсу и Синьцзяна.


Антропонимы, упомянутые в этногенетических рассказах, не могут быть объяснены с точки зрения тюркского языка. Были предложены енисейские, палео-сибирские и иранские этимологии, но они требуют дальнейшего подтверждения.


Древнетюркские надписи содержат слова уральского (самодийского и угорского) происхождения, что указывает на ранние контакты или на составные элементы. Иранские и енисейские связи также нельзя игнорировать.


Если Ашина-тюрки изначально не говорили на тюркском языке, возникает вопрос: когда они стали говорить на тюркском? Их связи с хунну, будь то реальные или литературные, не дают ответа, так как этнолингвистическая принадлежность самих хунну остаётся неопределённой.


Ко времени Второго Тюркского каганата Ашина-тюрки уже точно говорили на тюркском языке, используя утончённый и развитый тюркский язык в орхонских надписях. Хотя они славились как кочевые воины-скотоводы, возможно, что ранее они были полуседлым народом, с элементами скотоводства и металлургии в своей экономике.


Интересно, что, помимо первой легенды о волке, больше не упоминается металлургия, которая была важна для Ашина-тюрок. Действительно, после установления отношений с Константинополем одним из продуктов, которые они предлагали Восточной Римской империи, было железо.


Древние связи с кыргызами, подразумеваемые во второй легенде о волке — народом, возглавляемым своим собственным каганом и частыми врагами Ашина-тюрок, требуют дальнейшего исследования.


Китайские и другие источники упоминают население (или, по крайней мере, его часть), которое было европеоидным, что привело к предположениям о тюркизации кыргызов. Доказательства остаются неоднозначными. На момент существования Тюркского каганата они явно говорили на тюркском языке.


Дромпп, «Енисейские кыргызы»: 480–488. Титул кыргызов 阿熱 EMC: aŋiat LMC: ariat (Пуллибланк, Лексикон: 23, 265), упомянутый в «Синь Таншу» и других источниках и долго считавшийся нетюркским термином, теперь интерпретируется как передача тюркского änäl, варианта слова inäl (обычно прилагательное, означающее «надёжный», «доверенный», User, Köktürk ve Ötüken: 175, 276). Другие термины остаются проблемными.


Знания о происхождении тюрок угасли — или были подавлены — ко времени Махмуда Кашгари (писавшего в 1070-х годах), и были заменены исламскими и иудейскими (хазары) генеалогиями, а также мимолётными упоминаниями Альп Эр Тонга, мифического тюркского героя, упомянутого в произведениях караханидской эпохи, которого часто отождествляли с Афрасиабом из иранской традиции.


В рассказах о принятии ислама различными тюркскими народами при правлении Чингизидов часто встречается знакомый «мифический комплекс» — священная гора, древо (жизни), пещера (родовая или иная), вода и женское божество, — который в той или иной форме фигурирует в легендах о происхождении Ашина-тюрок.


После монгольских нашествий появилось новое генеалогическое представление, в котором Огуз хан или Улу хан ата (и рассказы о «первородном человеке», популярные среди кипчаков и монголов) играли центральную роль и также включали эти символы.


«Первородный человек», Ай Атам и его жена Ай Ва, носили имена, подозрительно похожие на Адама и Еву (ср. араб. Hawwā, евр. Хава), а их внук был известен как Кичик Эри Бюльчеги («волчонок» Кичик Эри), что напоминает о теме волков.» - Питер Б. Голден


Сокращения:

OC = древнекитайский

ONW = древний северо-западный китайский

LH = поздний Хань

EMC = раннесреднекитайский

LMC = позднесреднекитайский

MC = среднекитайский

Tokh. = тохарский


Источник: «Этногенные сказания тюрок», Питер Б. Голден, профессор-эмеритус истории, тюркских и ближневосточных исследований, Ратгерский университет, "The Medieval History Journal", июль 2018.



Что говорят научные данные ДНК исследований?


“Гаплогруппа R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (определяется мутацией Z93), является генетическим маркером индоевропейских пасторалистов, которые мигрировали с территории современной Украины на территорию современного Ирана, Индии, казахских степей, Таримской впадины, Алтайских гор, региона реки Енисей и западной Монголии в бронзовом веке.


Естественно, что R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (R1a-Z93), встречается с высокой частотой среди тюркских народов, которые в настоящее время проживают в районе реки Енисей и Алтайских гор в России.


В отличие от тувинцев, у хакасов (название которых было создано советской властью от китайского наименования кыргызов — хягассы (黠戛斯), так как их считали потомками кыргызов) наблюдаются значительно более высокие проценты гаплогруппы R1a1 (35,2%) и гораздо более низкие проценты гаплогрупп C (1,1%) и Q (4%). Однако гаплогруппа N также является самой распространённой гаплогруппой среди хакасов (50%) (Губина и др. 2013: 339; Ши и др. 2013.


Что касается алтайцев, то Алтай-Кижи (южные алтайцы) характеризуются высокой частотой гаплогруппы R1a1 (50%) и низкими до умеренными частотами гаплогрупп C2 (20%), Q (16,7%) и N (4,2%) (Дулик и др. 2012: 234.


Основные различия между хакасами и южными алтайцами заключаются в более низкой частоте гаплогруппы N (в другом исследовании гаплогруппа N встречается с высокой частотой (32%) среди алтайцев в целом: см. Губина и др. 2013: 329, 339) и более высоких частотах гаплогрупп C2 и Q у последних.


Происхождение кыргызов из региона Тянь-Шаня (Кыргызстан) от енисейских кыргызов является предметом споров среди историков. Однако среди современных тюркских народов у первых наблюдается самый высокий процент гаплогруппы R1a1 (более 60%).


Поскольку западноевразийская физиогномика енисейских кыргызов, описанная в Синь Таншу, с высокой вероятностью была отражением их индоевропейского евразийского маркера R1a1a1b2 (R1a-Z93), можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы получили свой маркер R1a1 от енисейских кыргызов. Иными словами, первые происходят от последних.


Другие Y-хромосомные гаплогруппы, встречающиеся среди кыргызов, — это C2 (12–20%), O (0–15%) и N (0–4,5%). Отсутствие гаплогруппы Q у кыргызов главным образом отличает их от алтайцев.


В бронзовом и раннем железном веках регион реки Енисей был населён индоевропейцами. Исследование ДНК 26 древних человеческих образцов из района Красноярска, датируемых серединой второго тысячелетия до н.э. и вплоть до IV века н.э., показывает, что енисейские пастухи в основном принадлежали к гаплогруппе R1a1 (Keyser et al. 2009: 401).


Высокая частота гаплогруппы R1a1 среди современных кыргызов и алтайцев может свидетельствовать о том, что они происходят от енисейских кыргызов. Кроме того, это может объяснить, почему в средневековых китайских летописях кыргызов описывали как обладавших западноевразийской внешностью.


Y-хромосомы Көк Тюрков ещё не были изучены. После распада Второго Тюркского каганата в 745 году н.э. Көк Тюрки были рассеяны, и сложно определить их современных потомков.


Если они действительно происходили от восточных скифов/Саков (Суо) или были связаны с кыргызами, как утверждает Чжоушу (Чжоушу), Ашина (древнетюркская королевская династия, возможно, также связанная с тюрко-еврейским Хазарским каганатом, согласно Питеру Б. Голдену из Ратгерского университета) могли принадлежать к линии R1a1.” — Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада


Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов»

Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада


«Кыргызы представляют собой смешанную популяцию между Востоком и Западом. Крайне низкое Y-разнообразие и наличие высокочастотной 68,9% Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 (индоевропейский маркер – яркая особенность кыргызского населения в Центральной Азии). Считается, что эта линия связана с индоевропейцами, мигрировавшими в Алтайский регион в бронзовом веке, и смешалась с различным тюркскими группами.


Среди азиатских линий R1a1a1b2-Z93, R1a1a1b2a2-Z2125 довольно распространена у кыргызов (68%) и афганских пуштунов (40%) и реже у других афганских этнических групп, а также у некоторых популяций Кавказа и Ирана (10%). Примечательно, что базальная линия R1a1a1b2-Z93 широко распространена в Южно-Сибирском Алтае России.


Согласно опубликованным данным древней ДНК, мы установили, что в эпоху средней бронзы гаплогруппа R1a1a1b2a2a-Z2125 в основном встречалась в популяции синташтинской культуры из могильника Каменный Амбар 5, Западная Сибирь, в популяции фёдоровского типа андроновской культуры или карасукской культуры из Минусинской котловины, южная Сибирь, а также в популяциях андроновской культуры из Майтана, Ак-Мустафы, Актогая, Казахского Мыса, Сатаны, Ой-Джайлау III, Карагаша 2, Дали и Зевакинского каменного забора, Казахстан. (Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)

Источник: "Dual origins of the Northwest Chinese Kyrgyz: the admixture of Bronze age Siberian and Medieval Niru'un Mongolian Y chromosomes", Nature


Источник: Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)


Казахстанский ДНК-историкЖаксылык Сабитов: «Кыргызы до IX в. проживали на Енисее в Минусинской котловине. В IX в. енисейские кыргызы переселились на Алтай и Прииртышье.


В 1326–1329 гг. часть алтайских кыргызов перекочевала в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана». Также он в своей работе опубликовал данные образцов ДНК из Синташтинской культуры, который, как он излагает, «является родственным алтайским и современным кыргызам, а из Арбан-1 Карасукской культуры является родительским к современным кыргызам.


Генетические данные из Аржан (VIII в. до н.э.) имеют также родительские гены кыргызов». Известно, что в устройстве Аржан находят общее с Синташтинскими андроновскими памятниками (М.П. Грязнов).


О кыргызах Ж. Сабитов пишет, что «…около трети кыргызских родов имеет аналоги среди других тюркоязычных народов.


Две трети родов уникальны в том отношении, что встречаются только у кыргызов. Возможно, эти рода связаны с автохтонным населением. Как известно, на территории Кыргызстана проживали сакские племена, позже сюда с востока пришло племя усунь.


Высокий процент R1a1 у кыргызов появился тремя путями – от сакских племен, от усунь, и от телеских племен, а также есть версия о переселении на территорию современного Кыргызстана части енисейских кыргызов»


Источник: «Историко-генетический подход в исследовании этногенеза и материальной культуры древних кыргызов» - Международный журнал экспериментального образования


«Образцы из захоронений андроновской, тагарской и таштыкской культур были определены Y-STR, что позволяет сравнить эти образцы между собой и образцами представителей разных популяций, как древних, так и современных.


Гаплотип андроновцев S10, S16 имеет следующий вид:

ANDRON S10, S16 13-25-16-11-11-14-10-14-11-18-15-14-11-16-20-12-23


Наибольшее число совпадений наблюдается с тяньшанскими киргизами и южными алтайцами. Полные совпадения гаплотипов у популяций, которые территориально близки и имеют общую историю, возможно только в случае их генетического родства, случайные совпадения маловероятны.


Таким образом, южные алтайцы и тяньшанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16).


У этих народов совпадает большинство названий родовых подразделений (мундус, тёлёс – доолос, кипчак, найман, меркит и т.д.). Киргизские предания называют Алтай прародиной своего народа. Ряд историков считает, что некогда киргизы и южные алтайцы входили в единую общность и переселение киргизов с Алтая на Тянь-Шань произошло относительно недавно (Абрамзон, 1959: 34; Абдуманапов, 2007:95, 114).

Источник: Волков В.Г., Харьков В.Н., Степанов В.А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных.


«Земля современного Кыргызстана, населенная на рубеже эр сакскими и усуньскими племенами, были захвачены енисейскими кыргызами (хакасами) в VIII веке н.э. Поскольку Кыргызстан является естественной горной крепостью Тянь-Шаня, это остров, похожий на общину литовских татар, с высокой генетической инерцией и ограниченными влияниями. По сути, все четверо являются скифами: сака-скифы, скифы-усуни, енисейские кыргызские скифы и литовские татарские скифы.


Источник: "Литовские татары: ДНК-предки, прослеженные до евразийских степей", Академия ДНК-генеалогии, Цукуба, Япония, Игорь Рожанский


«Научные данные говорят, что большая часть современных кыргызов (65 %) имеет гаплогруппу R1a. Исследования ДНК проб из останков древних захоронений, опубликованные в исследованиях доктора К. Кайзера и ее коллег в научной работе «Древние ДНК предоставляют новый взгляд на историю южносибирских людей курганной культуры», показывают, что большинство из носителей Андроновской, Тагарской и Таштыкской культур имеют гаплогруппу R1a1.


Об этом исследовании говорит в своей работе А. Клесов: «авторы напоминают, что андроновскую культуру сменила карасукская в Южной Сибири. На смену карасукской культуре пришла тагарская в районе Хакассии. На смену тагарской культуре пришла таштыкская, в I–IV вв. н.э., в районе Енисея».


Также в 2012 г., опираясь на эти и другие результаты, российские ученые В.Г. Волков, В.Н. Харьков и профессор В.А. Степанов в своей научной работе «Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных» опубликовали следующие данные: «Гаплотипы андроновцев под данными S10 и S16 относятся к гаплогруппе R1a1a.


Данная гаплогруппа выявлена у древних таримских мумий (II в. н.э.), у носителей пазырыкской культуры на Алтае (V в. до н.э.) и у хунну в Монголии (III – I вв. до н.э.). При сравнении гаплотипов выше данных андроновцев полное совпадение и высокий коэффициент имели тянь-шаньские кыргызы (65) и южные алтайцы.


В анализе с гаплотипом представителя тагарской культуры самыми близкими из всех сравниваемых оказались кыргызы (. Далее в сравнении гаплотипов тагарской S24 и таштыкской S34 культур обнаруживается, что они идентичны и являются производным от тагарской S26 и полное совпадение имеет только с одним кыргызом, что совпадения гаплотипов кыргызов с гаплотипами андроновцев, тагарцев и таштыкцев однозначно указывают на наличие общей предковой популяции».


Таким образом, здесь были сделаны такие выводы: «гаплотипы носителей андроновской и тагарской культур имеют наибольшую близость к гаплотипам южных алтайцев и тянь-шанских кыргызов»


Вывод:

Носители гаплогруппы R1a распространились по всей Центральной Азии, от берегов Каспийского моря до Южной Сибири и Тянь-Шаня, в свою очередь, образовав Андроновскую культуру.


Далее, смешиваясь с другими кочевыми племенами, по разным причинам, шло группирование и образование преемственных культур по территориям.

Так, на Тянь-Шане распространяется сако-усуньская культура, а в Южной Сибири андроновскую культуру сменяет карасукская. На смену карасукской приходит тагарская в районе Хакассии, а затем таштыкская на смену тагарской культуре в районе Енисея.


Таштыкское время явилось подлинной основой всего дальнейшего развития енисейских кыргызов в области этногенеза и сложения кыргызской культуры, в V–VI вв. на Енисее формируется Каганат кыргызов. А начиная с IX в. енисейские кыргызы стали переселяться на Алтай и Прииртышье.


А затем в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана. Исходя из вышеописанного, в исследовании этногенеза кыргызов следует отметить два исторических направления и развития.


Таким образом, материалы вышеперечисленных археологических культур могут послужить источниковой базой для изучения материальной культуры древних кыргызов.» - Молдалиева М. И.


Источник: Молдалиева М.И. ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТНОГЕНЕЗА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ КЫРГЫЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 1. – С. 68-72;

139 views0 comments

Comments


bottom of page